Вчера со всей обязательной для события такого масштаба помпой состоялось торжественное открытие 72 Каннского кинофестиваля. Лазурный берег встретил первых гостей самого главного в мире киноивента во всех смыслах тепло. «Не радуйтесь раньше времени: это, скорее всего, ненадолго. Как только начнется все действо, соберутся тучи, и польет дождь. Это традиция», — говорит Изабель, работающая на идущем параллельно с фестивалем Каннском кинорынке Marche Du Film, куда стекаются продюсеры и режиссеры со всего света, желающие продать или купить права на будущий хит. Такие традиции не радуют, особенно тех, кто в силу разных обстоятельств получит бейдж невыгодного цвета.
Дело в том, что Канны не только очень консервативны, но еще и годами основываются на кастовой системе. Ее проходят все — журналисты, гости смотра, даже некоторые селебрити. Так дирекция Канн пытается жонглировать той массой людей, которая каждый год превращает маленький городок на Французской Ривьере в жерло вулкана. Проще говоря, если тебе достанется не самый приоритетный бейдж (запредельно круто — белый, хорошо — бледно-розовый и розовый, не очень — голубой или желтый) — стоять тебе под проливным дождем и палящим солнцем два-три часа. И даже эта борьба с погодой, голодом и коллегами все еще не гарантирует мученику-журналисту попадание в заветное бархатное кресло залов «Базен» и «Дебюсси». А уж места в главный — «Большой театр Люмьер» — вообще разлетаются, как билеты на концерты «Металлики».
С другой стороны, то, ради чего все хотят в Канны (именно туда, а даже не на старейший в индустрии Венецианский фестиваль), ради чего терпят кастовость, сомнительно организованные очереди и строгие, а порой и смехотворные ограничения, — богатые конкурсная и параллельные программы. В этом году дирекция смотра была как никогда щедра на сюрпризы и подготовила для гостей фильмы и мероприятия на любой киноманский вкус. Мы окинули взглядом всю программу 72-го Каннского кинофестиваля и, как бы сложно это ни было, выбрали десяток самых интересных событий. Спешим познакомить вас с фильмами, о которых наверняка будут говорить весь следующий год абсолютно все — от маститых критиков до страстных киноманов.
«Мертвые не умирают», Джим Джармуш, Основной конкурс, фильм-открытие
Сюжет: В провинциальном городке Центрвилль все идет своим чередом, пока странные аномалии не начинают мучить местных жителей. То день внезапно и не по расписанию сменяется ночью, то животные сходят с ума. Все потому, что мертвые не умирают, а возвращаются к своим мирским делам. Им по-прежнему нравится все, что они обожали при жизни — «Шардоне», кофе и, мы не сомневаемся, сигареты, а также халявный вай-фай и антидепрессанты. Пока восставшие упыри пытаются сдать позавтракать в любимой кафешке, местные жители придумывают, как избавиться от бывших соседей, вернувшихся в таком непрезентабельном обличье.
Интересно: Джим Джармуш не новичок в Каннах и уж точно не неофит в том, чтобы подать тривиальную идею свежо и непредсказуемо. Он уже провернул такой фокус с вампирами в фэнтезийной инди-драме «Выживут только любовники». А прошлая его картина «Патерсон», несмотря на изящную простоту сюжета, оказалась прекрасным поэтичным эссе о любви и жизни. Посмотрим, как Джим справится с зомби, которыми вряд ли можно кого-то удивить. Современные режиссеры понимают это, а потому прибегают к любым ухищрениям — помещают их в феодальную Корею или в замкнутое пространство поезда. Похоже, Джармуш вовсе не нуждается в подобных уловках: его мертвецы затмят любой зомби-хоррор одним только актерским составом. Среди отбивающихся — Билл Мюррей, Адам Драйвер и Хлоя Севиньи, атаку упырей возглавил не кто иной, как Игги Поп.
«Дылда», Кантемир Балагов, «Особый взгляд»
Сюжет: Ленинград, 1945 год. Величайшая трагедия в истории человечества, Великая Отечественная война, закончилась, оставив величественные города в руинах, а их жителей разбитыми, но не сломленными. Две молодые фронтовички — Лия и Маша — пытаются вернуть свои жизни или хотя бы найти новый их смысл.
Интересно: Наш соотечественник, можно сказать, проходит вторую школу в виде Каннского кинофестиваля. Два года назад ученик Александра Сокурова представил во второй по значимости программе «Особый взгляд» свой первый серьезный полный метр — «Теснота». В прошлом году вошел в жюри конкурса, сейчас снова прошел отбор в него же. Очевидно, его «Дылда» — драма о великой Победе, но вовсе не над внешним конкретным врагом. Мало кто задумывается о том, сколько еще лет продолжалась война внутри тех, кому посчастливилось выжить, но не повезло вернуться к руинам прежнего мира. Это история о триумфе совсем иного сорта — о желании жить даже тогда, когда от прежней жизни остались едва узнаваемые осколки. По некоторым сведениям, героини «Дылды» частично списаны с персонажей романа «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич.
«Рокетмен», Декстер Флетчер, Вне конкурса
Сюжет: Великолепная королева рок-сцены 70-х шаровой молнией пронеслась по мировым кинотеатрам стараниями Рами Малека и, хотя это и не задумывалось изначально, Декстера Флетчера. Спустя полгода режиссер наконец готов представить настоящий труд своей жизни — фантасмагорию о другой музыкальной иконе — сэре Элтоне Джоне. Это вдохновляющая история о том, как застенчивый и талантливый пианист из пригорода Лондона Реджинальд Дуайт превратился в мировую звезду.
Интересно: Помпезная мировая премьера «Рокетмена» (мы уверены, именно такой она и будет) назначена только на 16 мая, но уже сейчас большинство гостей фестиваля говорят преимущественно о ней. При этом киноманы не жалеют времени, пытаясь вызнать, в каком именно шикарном отеле на набережной Круазетт остановится сам маэстро — директор фестиваля Тьерри Фремо обещал его живое выступление для избранных счастливчиков. Что ж, если это произойдет, Канны в очередной раз подтвердят свое звание не только самой привлекательной профессиональной площадки, но и хозяина шикарнейшей вечеринки, которой позавидовал бы сам великий Гэтсби.
«Однажды в Голливуде», Квентин Тарантино, Основной конкурс
Сюжет: Золотая эра Голливуда. Телезвезда Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) и его постоянный коллега, дублер Клифф Бут (Брэд Питт), пытаются пробиться в мир большого кино. На этом пути они встретят множество преград и откроют для себя не самую приятную сторону Голливуда.
Интересно: Девятый и максимально ожидаемый фильм Квентина Тарантино чуть было не пролетел мимо программы — по крайней мере, в официальный анонс он не попал. Либо все это был хитрый трюк, чтобы максимально эффектно обставить возвращение в Канны enfant terrible от мира кино. Кстати, атмосфера вокруг показа нагнетается еще и минимальным количеством сеансов, выделенных для фильма в Каннах. Для журналистов их всего два. Квентина на Лазурном побережье очень ждали, и он поднажал с монтажом, успев проскочить в программу в последний момент. Дирекция фестиваля не оставила такое рвение без внимания и зарезервировала для премьеры «Однажды в Голливуде» 21 мая. Именно в этот день 25 лет назад Лазурный берег лихорадило от «Криминального чтива», о котором не переставали судачить до конца фестиваля. Тогда для Тарантино все прошло более чем успешно — председатель жюри Клинт Иствуд под восторженные выкрики и неодобрительный свист с галерки отдал команде «Чтива» «Золотую пальмовую ветвь». Посмотрим, удастся ли Квентину повторить свой триумф. Однозначно, его «Голливуд» будет не менее сочным, а диалоги в нем — все такими же хлесткими.
Четыре рандеву с приглашенными звездами. Специальные мероприятия
Каннский кинофестиваль — это не только бесконечные показы, вечеринки (впрочем лишь для избранных) и пресс-конференции. Ежегодно в Канны приезжают звезды, чтобы представить свои новые проекты вне каких-либо смотров и пообщаться со всеми желающими. В этот раз в зале «Базен» гостей фестиваля будут ждать китайская актриса Чжан Цзыи («Дом летающих кинжалов», «Великий мастер»), Ален Делон, которого будут чествовать почетной Веточкой, Сильвестр Сталлоне, готовый представить здесь новую часть «Рэмбо», и Николас Виндинг Рефн, впервые снявший полностью авторский сериал «Слишком стар, чтобы умереть молодым». Судя по трейлеру, нас ждет максимально стильное и жестокое зрелище о копе, убившем не ту женщину и вынужденном искупать свою вину перед местным криминалитетом. Много сочных кадров, динамичного монтажа, крутой музыки и литры крови — все, как Рефн умеет.
Пон Джун-хо, «Паразиты», Основной конкурс
Сюжет: Ки-ву — выходец из дружной, но бедной семьи безработных с неясным будущим. По рекомендации своего университетского приятеля он попадает в богатую семью Парк — становится репетитором для их детей. Очень быстро Ки-ву придумывает схему выманивания денег из новых работодателей. Эта авантюра запускает цепочку непредсказуемых событий, и неопытный шантажист сам попадается на крючок своих махинаций.
Интересно: Предыдущая картина Пона Джун-хо, фантасмагоричная драма «Окча», стала яблоком раздора между консервативными французскими журналистами и онлайн-гигантом Netflix. Это был последний год, когда фильмы производства этого сервиса участвовали в программе смотра, по крайней мере в двух главных конкурсах. Но все это не помешало остроумному фильму Пона Джун-хо обрасти собственной фанатской базой. Режиссер всегда умел обращаться с юмором и правильно расставлять акценты, будь то мрачная основанная на реальных событиях история зверских преступлений («Воспоминания об убийстве»), или фантастическая антиутопия «Сквозь снег». Посмотрим, как режиссер обыграет классическую игру в кошки-мышки.
Лоренцо Маттотти, «Знаменитое вторжение медведей на Сицилию», «Особый взгляд»
Сюжет: Тонио, сын Короля-медведя, был похищен браконьерами с горах Сицилии. В ответ на это Король-медведь готовит вторжение в земли людей. Благодаря своей многочисленной армии и помощи волшебника, ему удается найти сына. Однако вскоре животные понимают, что им нет места в человеческом мире.
Интересно: Художник итальянского происхождения Маттотти привез в Канны одну из немногих анимаций. Это всего лишь вторая его режиссерская работа, и тем не менее можно ждать от нее если не глубокого сюжета в стиле лучших произведений Pixar, то уж точно оригинальной картинки — Лоренцо является постоянным автором обложек журнала The New Yorker. Да и в Каннах он на хорошем счету: постер смотра 2000 года — его рук дело.
Джессика Хауснер, «Малыш Джо», Основной конкурс
Сюжет: Мать-одиночка Элис — одна из лучших сотрудниц корпорации, занимающейся генетическими экспериментами и разрабатывающей новые виды растений. Элис создает цветок необычайной красоты, который к тому же оказывает на хозяина невероятный терапевтический эффект. Если правильно за ним ухаживать и постоянно с ним разговаривать, он дарит человеку счастье. Вопреки правилам компании Элис забирает одно из таких растений домой и дарит своему сыну Джо. Но чем больше вырастает цветок, тем сильнее нервничает его создательница. Возможно, Малыш Джо (так окрестил питомца ее сын) не так безобиден, как ей кажется.
Интересно: Джессика Хауснер, громко дебютировавшая в Каннах в специальной программе для студенческих фильмов Cinefondation, возвращается с куда более зрелой картиной, да еще и в жанре хоррор. Судя по сюжету, нас ждут рассуждения на тему технологического прогресса и различных фобий, с ним связанных. Звучит немного как «Черное зеркало» (вспомним серию про пчел-убийц), немного как все те фильмы о научных экспериментах, вышедших из-под контроля. В любом случае, оригинальное высказывание на вечную тему отношений человека и природы всегда интересно. И кроме того, актуально для смотра, в котором на экологическую тему также будет представлена документалка «Лед в огне» от другого звездного гостя смотра — Леонардо ДиКаприо, выступившего продюсером и голосом за кадром.
«Маяк», Роберт Эггерс, Двухнедельник режиссеров
Сюжет: На маяк в штате Мэн (вряд ли любимое место действия всех лучших романов Стивена Кинга выбрано случайно) приезжает юноша (Роберт Паттинсон). Его задача — помогать старику-смотрителю (Уиллем Дефо). Размеренная жизнь на отдаленном от цивилизации маяке оборачивается ужасами, от которых кровь будет стыть в жилах.
Интересно: Роберт Эггерс в режиссуре недавно, но одна из его первых работ, «Ведьма» с Аней Тейлор-Джой, наделала шума в киносообществе. Нынешний герметичный хоррор обещает классическую интригу в духе «Как я провел этим летом». А неспешное медитативное повествование погрузит зрителей в липкий кошмар, чтобы в нужные моменты лихо катапультировать их из состояния тревожной полудремы.
Корнелиу Порумбойю, «Свистуны», Основной конкурс
Сюжет: Румынский офицер полиции Кристи тайно работает на мафию. Он отправляет на отдаленный остров Гомера, чтобы научиться кодовому свистящему языку. Ему нужно во что бы то ни стало выучить язык свистунов, чтобы продолжать общаться с членом мафии Золтом. Золт находится в руках полиции, но только он знает, куда были спрятаны нужные мафии 30 миллионов евро.
Интересно: Все профессиональное сообщество в этом году больше всего ждет румына и азиатов, за исключением Тарантино, конечно. Ожидается, что именно они покажут лучшие картины, а не маститые Айра Сакс, братья Дарденн и Педро Альмодовар. Последний, кстати, презентует свою «Боль и славу» в один день с Джессикой Хауснер, и организаторы отдали предпочтение ей, поставив больше сеансов. Что ж, ждем когда темные лошадки скажут свое слово.
LostFilm продолжит следить за главными событиями и показами Каннского кинофестиваля. Мы расскажем о самых интересных из них! Оставайтесь с нами.