Канны — 2019: портрет феминистки и просто Сакс | IiNews

Красота в глазах художницы

Считать, что главный мировой кинофестиваль собирает под своими знаменами сплошь жемчужины, — типичная ошибка новичка. Канны — не только праздник независимого кино, на котором оно расправляет плечи и говорит, как нигде, громко, но еще и площадка для продвижения национального продукта. Да, есть у благородного фестиваля и такая вот прагматичная функция. Многие французские, и не только, фильмы здесь по квоте, а потому не дотягивают до уровня картины-участника Основного конкурса. И все же есть и среди проектов, выбранных по очевидно политическим причинам, свои скрытые бриллианты. Такой стала драма Селин Скьяммы «Портрет молодой женщины в огне». Несмотря на бросающуюся в глаза феминистическую подоплеку, картина является чуть ли не самым цельным высказыванием по теме «Женщина имеет право».

1770 год. На живописный остров среди отвесных скал и песчаных пляжей, омываемых неспокойным северным морем, прибывает молодая девушка (Валерия Голино). Художница, унаследовавшая дело отца, приехала сюда, дабы тайком написать портрет другой юной особы — Элоизы (Адель Энель). Последнюю насильно выдают замуж за знатного мужчину из Милана — Элоизе пришлось занять место погибшей при загадочных обстоятельствах сестры. Она, конечно, против брака с человеком, которого даже ни разу не видела, а потому саботирует и написание традиционного портрета. Художнице (ее имя в фильме не называется) придется наблюдать за девушкой украдкой, играя роль компаньонки, а по ночам выполнять заказ. Результат не нравится никому, но женщины успевают сблизиться, и Элоиза из любопытства и какого-то еще не ведомого ей чувства упрашивает мать оставить художницу на пять следующих дней. Та начинает новый портрет, уже с позирующей для нее Элоизой, пока не зная, как эта работа изменит жизни обеих.

Прежде всего, «Портрет молодой женщины в огне» — пока самая поэтичная и живописная картина Каннского кинофестиваля. Недаром же речь в ней идет о творце. Сюжет оригинально, как это нечасто получается, обыгрывает известный миф об Орфее и Эвридике, долгие прогулки героинь по краю обрыва с щекочущим «разбежавшись, прыгну со скалы» волнуют грациозной красотой, а жизненный уклад французской глубинки умиротворяет. Но не думайте засыпать: этот идиллический фон — обманка, хитрая уловка режиссера, раз за разом спрашивающей: «Вам действительно этого достаточно?».

У Селин есть героиня, которая в конце XVIII века пишет картины и даже имеет дерзость их выставлять (что за нонсенс!), и другая, решившаяся на кустарный оборот, не желая становиться человеческим инкубатором. И третья, рискнувшая открыться другой женщине и обретшая себя в ее объятиях и ее искусстве. Конечно, фильм Скьяммы кто-нибудь обязательно окрестит феминистическим и гомосексуальным манифестом. Такое право картина дает. Вот только будет обидно, если некоторые зрители из разряда обиженных и оскорбленных сделают из столь изящной драмы флаг, которым сейчас модно размахивать перед носом общественности. В конце концов, Скьямма никого не хочет провоцировать — она говорит о женских правах не с пошлостью и назойливостью современного #MeToo, а уверенно, как о чем-то само собой разумеющемся.

Вообще, в авторском кино явно наметился новый тренд — «человеку нужен человек». Эта простая формула любви несколько глубже поверхностного «смотри, девицы на экране целуются». И она так или иначе существует и в драме «Дылда», и в конкурсанте Каннского фестиваля 2014 года, «Кэрол», и в пока что лучшем фильме на эту тему, прекрасном и трогательном «Назови меня своим именем». Именно интимной искренности и легкости последнего не хватает «Портрету» Скьяммы. И все же ее героини, как и Элио с Оливером, тоже очаровательны в своем первом, робком и пока еще пугающем осознании того, что их тянет друг к другу. Так же, как и персонажи Луки Гуаданьино, они наслаждаются тем быстротечным временем, которое им отведено не только для переживания, возможно, единственного настоящего чувства в их жизни, но и для познания себя. «Портрет» Селин даже заканчивается тем же, что и «Назови меня своим именем» — долгим крупным планом плачущей от захлестнувших чувств Элоизы.

Не лишен фильм не свойственных изображаемому периоду юмора, свободы и дерзости. Героини Скьяммы в перерывах между написанием портрета посещают крестьянские гуляния, заигрывают друг с другом, пробуют наркотики и занимаются сексом. Впрочем, никакой сенсационности Скьямма из этого не делает, все предельно целомудренно и метафорично. Обнаженная натура здесь — лишь любование красотой девичьего тела, запретная связь — тихое бунтарство против системы.

Помимо прочего, «Портрет молодой женщины в огне» — еще и об отношениях творца со своим творением. О преобразующей силе произведения емко высказался Том Форд в триллере «Под покровом ночи»: у него одна и та же рукопись могла спасти и разгромить героев, их связь и жизни. У Скьяммы художница, неспроста не получившая конкретного имени, через свою работу реально создает новую жизнь. Не знавшая ни своих истинных желаний, ни близости, ни доверия другим людям Элоиза, которая даже всласть пробежаться на воле не могла, к концу фильма становится сильнее и свободнее. В финале вас ждет самая красивая сцена ленты — портрет повзрослевшей и уже замужней Элоизы с зашифрованным посланием для любимой.

Вуди Аллен без зубов

Еще одна драма произошла в эти дни на Каннском побережье с американским режиссером Айрой Саксом, чей фильм «Семейный отдых», вообще-то заявленный как комедия, оказался каким-то недоразумением. Режиссер нагнал в кадр звезд больших экранов, но, по устоявшейся на фестивале этого года традиции, капустник топовых актеров не спас положение.

Сюжет ленты крутится вокруг увядающей и смертельно больной, но сохранившей позитив и чувство юмора актрисы Франчески (ее играет растерянная от пустоты сюжета Изабель Юппер). Диве диагностировали рак, поэтому она не находит ничего лучше, чем привести в порядок свои дела. Фрэнки, как зовут ее друзья и родные, устраивает прощальный семейный отпуск в открыточного вида португальском городе Синтра. Стремясь напоследок устроить личную жизнь непутевого сына Пола (Жереми Ренье), познакомив его с красоткой-дизайнером Айлин (Мариса Томей), она случайно оказывает эту услугу своему мужу, будущему вдовцу (Брендан Глисон).

«Семейный отдых» — название российские локализаторы, конечно, снова переврали, но попали не в бровь, а в глаз: зрелище предстоит такое же унылое, как большинство подобных слетов. Причина проста — диалоги в картине будто писал несмешной стендапер, вдобавок ко всему отставший от своего поколения лет на сто. Нет, начинается все бодро, по залу даже прокатились смешки, а некоторые одобрительно шептали: «Это же юный и еще ядовитый Вуди Аллен». Но позвольте, героям Вуди даже в последних фильмах никто не выдергивал зубы и не надевал на коготки резиновые колпачки, чтобы не царапались.

А именно это и произошло со звездным составом «Семейного отдыха» спустя минут десять после вступительных титров. Начав как образцовое осиное гнездо, не первое в своем роде, но хотя бы забавное, семейство Фрэнки так же стремительно растеряло всю свою язвительность, самоиронию и даже уморительную желчь по отношению друг к другу. То никто друг друга не слышит, все суют нос в дела ближнего и не переваривают вторых половинок. То авторы об этом напрочь забывают, переключившись на тему «Образцовый клан на выгуле». То гоняют персонажей по кругу, как собак, преследующих собственный хвост.

Сценаристы, сам постановщик Айра Сакс и Майрицио Захариас, видимо, уперлись в стену и начали прожевывать семейные драмы и, что самое преступное, не закрывать ни один из неумело развязанных конфликтов. Впрочем, и конфликтами-то это не назовешь — здесь каждый герой сам в себе. Лучше всего со своей работой справился оператор португалец Руй Посес, показав свою родину так, что зрителю, которого нелегкая занесет на сеанс «Семейного отдыха», непременно захочется заказать туда авиабилеты. Но удивительные пейзажи здесь не дополняют картину, как в «Портрете», и не существуют на контрапункте с ней, как в «Скрытой жизни», а присутствуют лишь для услады глаз. Потому как с другой усладой — шикарной Изабель Юппер — Сакс решительно не знает как поступить.

Обидно, что актриса, даже здесь в редкие удачные моменты филигранно отыгравшая и комедию, и драму, большую часть времени прозябает ходячей функцией да невольно пожимает хрупкими плечами. Ближе к середине фильма даже появляется мысль: «Вот бы кто-нибудь уже умер что ли!». Может, это всколыхнуло бы даже не буксующий, а просто и не начавшийся сюжет. Но нет, Айра Сакс выбирает многозначительный, как ему кажется, уход всего семейства в закат, а зритель так и не понимает, зачем ему все это показали. После просмотра ленты даже не возникает гнева из-за потраченного времени или неуместности такого очевидно слабого фильма на фестивале. Единственное, что хочется сделать — позвонить родным и назначить семейный отдых где-нибудь в Португалии. Авось на деле он не окажется таким скучным.

источник

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !