Какую «спецпроцедуру» готовит ЕС Украине | IiNews

Какой будет эта спецпроцедура? Пока есть только догадки

Владимир Зеленский подписал заявку на членство Украины в ЕС. Этот исторический документ уже везут в Брюссель украинские дипломаты. Vesti.ua поясняют, какой может быть процедура принятия нашего государства и в чем наши обстоятельства действительно особенные и отличные от других государств-членов.

Еврооптимизм 

Заявку Киев подает по «специальной процедуре». Еще до того как произошло вторжение российской армии, со стороны ЕС звучали заявления о том, что мы заслужили статуса кандидата: 22 февраля (за два дня до атаки) поддержку высказали президенты Литвы и Польши. Но самое яркое заявление сделала все-таки глава Еврокомиссии, от которой прямо зависит перспектива, Урсула фон дер Ляйен. 

«Со временем они (украинцы. — Авт.) станут нашей частью. Они — одни из нас, и мы хотим, чтобы они были с нами«, — заявила она на днях.

Украина восприняла этот момент как историческую возможность. 

«Принять Украину в Евросоюз по новой особой процедуре вчера после нашего разговора предложил премьер Словакии Эдуард Хегер. Ночью президент Украины имел соответствующий разговор с президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, — подчеркнул в своем заявлении премьер Денис Шмыгаль. — Мы рассчитываем, что решение будет принято безотлагательно. Как отметил президент, это и возможно, и справедливо».

Сказано — сделано: в понедельник в обед согласительный совет парламента проголосовал за обращение в ЕС с просьбой незамедлительно принять Украину, а президент, спикер парламента Руслан Стефанчук и премьер подписали документ-заявку. 

«Мы обращаемся к Европейскому союзу относительно безотлагательного присоединения Украины по новой специальной процедуре», — подчеркнул глава государства, прописав это же словосочетание и в самом тексте документа.

Тернистый путь 

Какой будет эта спецпроцедура? Пока есть только догадки. Неназванный представитель Евросоюза озвучил «Интерфаксу» свои соображения, из которых следует, что Украину планируют провести в Евросоюз в обход некоторых пунктов. Чтобы понять, через что мы «перепрыгнем», перечислим все пункты — всего их 9:

1. Страна соответствует Копенгагенским критериям, без этого подавать заявки бессмысленно:

  • имеет стабильные демократические институты, соблюдает строгие принципы верховенства права (является «европейским государством»);
  • имеет рыночную экономику;
  • способна принять на себя обязательства членства (финансовые и т.п.).

2. Подписание Соглашения об ассоциированном членстве (Украина подписала его в 2014 году).

3. Ратификация Соглашения всеми странами-членами ЕС (завершено в июле 2017-го).

4. Выполнение Соглашения (в 2017-м Петр Порошенко оценивал прохождение в 15%, план реализации принят до 2025 года).

5. Власть подает заявку на членство в ЕС.

6. Евросовет просит мнение Еврокомиссии о готовности страны начать переговоры (пункт №1), может принять это мнение или отклонить (такое было лишь раз, с Грецией).

7. Начинается процесс проверки и согласования законодательства страны европейскому (законы проходят буквально «поштучно»).

8. Заявку рассматривает страна-председатель (сейчас это Франция).

9. Принятие страны в ЕС.

Гибридная интеграция 

Но это — обычный, «консервативный», путь, который прошли все страны-члены. Украина находится пока на пункте №4, выполняя все формальные критерии Соглашения об ассоциации. Ирония в том, что в ноябре 2021-го, за несколько месяцев до начала войны с РФ, она почти ступила на скользкую дорожку пересмотра правил экономической ассоциации, с решением экономического Комитета парламента, рекомендовавшего правительству пересмотреть Соглашение, признав его экономически невыгодным и не компенсирующим ущерб Украины от потери рынков РФ. Но — не успела, и это к лучшему: не будет формального повода для отказа.

Что важно: в истории ЕС штамп «отказ» получала только одна страна, Марокко, в середине 80-х.

На предпоследнем этапе, «переговоры», находятся три государства: Сербия, Черногория и Турция, хоть последняя и не демонстрирует большого желания вступать в ЕС. Но, что важно, до сих пор между процессом, происходящим в Украине, и, скажем, балканской Сербией, была принципиальная разница. В отношении Киева была применена политика «Европейской политики соседства», а к Белграду — «Процесс стабилизации и ассоциации». То есть Украину изначально планировали оставить в стороне от именно интеграционных перспектив, в качестве развитого и цивилизованного, но все же соседа. Нынешнее обострение меняет ситуацию в корне: сочувствие и желание помочь Украине способно пробить косность европейских бюрократов.

Теперь нам могут позволить перескочить несколько важных шагов: №4 (наиболее длительный, с выполнением формальных критериев и требований); №6 и №7 (раз формально мы не соответствуем — что проверять-то?) — видимо, расчет на то, что «возьмут так, а там дальше видно будет».

Реалистичный ли такой сценарий? Хочется надеяться, что это так. Однако последний комментарий вице-президента Еврокомиссии, высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Жозепа Борреля заставляет говорить о «сдержанности» в этом процессе. 

«Сегодня это не на повестке дня, поверьте. Мы должны работать над более практичными вещами. Членство является тем, на что в любом случае понадобится много лет. У Украины явно европейская перспектива, но сейчас нам приходится бороться с агрессией«, — цитирует его Европейская служба внешних дел.

Кипрский прецедент 

Прецеденты принятия государств «в обход» (т.е. без выполнения всех правил) были. Наша ситуация похожа на прецедент Кипра: после того как Турция оккупировала 36,2% его территории в 1983 году, создав «Турецкую республику Северного Кипра», ЕС начал задумываться о том, чтобы принять Кипр к себе. Что и случилось, но аж в 2004 году. Проблему существования неподконтрольных территорий обошли просто: ЕС признал суверенитет Кипра над всеми своими территориями, считая, что север острова является «временно оккупированной территорией». Турки-киприоты, кстати, принялись массово подавать документы, чтобы оформить кипрские паспорта. Аналогичная ситуация может случиться и в Украине: если допустить, что после нынешней агрессии в стране останутся «неподконтрольные» (аннексированные, оккупированные и т.п.) территории, Украину примут в ЕС целиком.

Источник

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !