День памяти благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Ярославский Кремль
Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237—1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами.
Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского. Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему — отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.
В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.
Феодор Смоленский с чадами Давидом и Константином
В 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан.
В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу.
В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде, где он женился на татарской царевне, которая приняла святое Крещение. Там, в Орде, и родились у святого Феодора его сыновья — святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин.
Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи и традиции. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток.
После того, как Феодору «пришла весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился», хан, дав князю богатые дары и большую дружину, отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза.
Жития благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев
Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в Крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского († 1168; память 14 марта).
Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему – отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.
В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.
В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии «славного града их Тетякова». Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского († 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275–1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке Крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: «не прияша его во град, но рекоша ему: „Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле“».
Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, «его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати». Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими «улусниками» (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла Святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: «и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить». Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в Крещении Анной. «Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение».
Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья – святой благоверный князь Давид († 1321) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.
Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил, преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой – святой Михаил Тверской († 1318; память 22 ноября) и святой Даниил Московский († 1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и Сарайского владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.
Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной – Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.
Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.
Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием Ангельского образа.
Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью «Славу» Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: «Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце».
После него в Ярославле правил его сын – святой Давид († 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322–1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.
5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: «Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич, да дети его Давид и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе». Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в проложные жития князя Феодора и в иконописные подлинники.
Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное житие святого Феодора вошло в «Книгу степенную царского родословия», составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали «калики перехожие». В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. – «Богословские труды», сб. XI, М., 1973, с. 55–77). Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов – не личных, но врагов России и Церкви, – только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.
Молитвы
Тропарь благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским, на перенесение мощей
глас 8
Я?ко зве?зды многосве?тлыя от ю?ности возсия?вше,/ освети?ли есте? сердца? ве?рных пренесе?нием честны?х моще?й ва?ших,/ во пло?ти я?ко А?нгели на земли? показа?стеся,/ поще?нием насажде?ни бы?сте,/ я?ко древа? при вода?х воздержа?ния,/ напое?ни струя?ми сле?з ва?ших, и скве?рну омы?сте./ Сего? ра?ди яви?стеся прия?телища Бо?жия Ду?ха,/ Фео?доре, и Дави?де, и Константи?не,// моли?те Христа? Бо?га, спасти?ся душа?м на?шим.
Тропарь благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским, на преставление
глас 4
От ю?ности ва?шея Христо?ве любви? прилепи?вшеся, святи?и,/ усе?рдно зако?н и оправда?ния Того? сохрани?сте,/ отону?дуже и чуде?сными дарова?ньми обогати?вшеся,/ исцеле?ния источа?ете,/ Фео?доре, Дави?де и Константи?не,/ о ве?рою вас почита?ющих,/ моли?те Христа? Бо?га,// спасти?ся душа?м на?шим.
Перевод: С юности вашей разделяли любовь Христову, святые, с усердием закон и заповеди Его сохранили, потому и, обогатившись дарованием чудотворений, подаёте исцеления, Феодор, Давид и Константин, с верою вас почитающим, молите Христа Бога о спасении душ наших.
Ин тропарь благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским
глас 4
Я?ко апо?столом сприча?стницы и вра?чеве предо?брии,/ служи?телие богоприя?тнии,/ па?мяти ва?шей боже?ственней притека?ющим,/ святи?и богому?дрии, достоблаже?ннии, благочести?вии кня?зие,/ новоявле?ннии чудотво?рцы Фео?доре и Дави?де, и Константи?не,/ соше?дшеся любо?вию в па?мять ва?шу све?тло пра?зднуем/ в пе?снех и пе?ниих, ра?дующеся Христа? сла?вяще,/ такову?ю благода?ть дарова?вшего вам исцеле?ний,// гра?ду ва?шему Яросла?влю вели?кое утвержде?ние.
Перевод: Как к сопричастникам апостолов и прекрасным врачам, служителям богоугодным, к памяти вашей священной мы обращаемся, святые Богомудрые, достойные блаженства благочестивые князья, новые явленные нам чудотворцы Феодор, Давид и Константин, собравшись с любовью память вашу светло празднуем в псалмопениях и песнопениях духовных, радуясь и прославляя Христа, даровавшего вам такую благодать исцелений, городу вашему Ярославлю великую силу.
Ин тропарь благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским
глас 4
И?же от ю?ности Христо?вы любве?/ прилепи?вшеся усе?рдно, святи?и/ зако?ны и оправда?ния Того? сохраня?юще,/ отню?дуже и чуде?сными дарова?нии обогати?стеся,/ исцеле?ния источа?ете и?же ве?рою вас почита?ющих,/ те?мже моли?те Христа? Бо?га// спасти?ся душа?м на?шим.
Перевод: С юности усердно соединившись с любовью Христовой, святые, законы и заповеди Его соблюдали, потому и дарованием чудотворений обогатились, исцеления источаете с верой вас почитающим, поэтому молите Христа Бога о спасении душ наших.
Ин тропарь благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским
глас 4
Измла?да яви?стеся святи?и,/ Богому?дре Фео?доре и блаже?нне Дави?де с Константи?ном сла?вным,/ Боже?ственнии сосу?ди, избра?ннии Бо?гови./ Ны?не же источа?ете нам мно?га исцеле?ния от честны?х моще?й ва?ших,/ вся е?реси потопля?юще,/ и спаса?юще при?сно град свой,/ и всех ве?рных сохраня?юще невреди?мо/ от ви?димых и неви?димых враг./ Те?мже ве?рою мо?лим вас, святи?и:/ моли?те Христа? Бо?га// в ми?ре сохрани?тися нам и спасти? ду?ши на?ша.
Перевод: С молодости вы стали святы, Богомудрый Феодор и блаженный Давид с Константином прославляемым, священные сосуды, избранные Богом. Сейчас же источаете нам многие исцеления от почитаемых мощей ваших, все ереси потопляя, и город свой всегда спасая, и всех верующих сохраняя невредимыми от видимых и невидимых врагов. Потому с верой молим вас, святые, молите Христа Бога в мире сохраниться нам и спасти души наши.
Ин тропарь благоверному князю Феодору Смоленскому, на преставление
глас 4
Я?ко цели?тель преизря?ден и каза?тель благоприя?тен/ мирски?й мяте?ж оста?вил еси?,/ и, крест свой на ра?мо взем,/ боже?ственным житие?м пожи?л еси?, и воздержа?нием пло?ти украси?лся еси?/ к тебе? притека?ющим сосу?д избра?нный показа?вся, всеблаже?нне Феодо?ре,/ воспева?ющих твою? па?мять в псалме?х и пе?снех, преподо?бне,// моли?ся о душа?х на?ших.
Перевод: Как превосходный целитель и наставник благоугодный, мирскую суету оставил ты, и, взяв крест свой на плечи, святой жизнью прожил ты и воздержанием плоти украсился, явившись избранным сосудом для всех приходящих к тебе, всеблаженный Феодор, воспевающих твою память в псалмопении и песнопениях духовных, преподобный, молись о душах наших.
Тропарь благоверному князю Феодору Смоленскому
глас 4
Измла?да яви?лся еси?, богому?дре кня?же,/ боже?ствен сосу?д невозбра?нен Бо?гови,/ ны?не то?чиши нам многоцеле?ния,/ вся е?реси потопля?я и спаса?я при?сно свой град,/ и всех ве?рных сохраня?я, и неви?димо от ви?димых враг,/ ве?рою тя мо?лим, преподо?бне о?тче наш, кня?же Фео?доре,// моли? спасти?ся душа?м на?шим.
Перевод: С молодости ты стал, Богомудрый князь, священным сосудом, избранным Богом, сейчас источаешь нам многие исцеления, все ереси потопляя и спасая всегда город свой, и всех верующих сохраняя невидимо от видимых врагов, с верой тебя молим, преподобный отче наш, князь Феодор, моли о спасении душ наших.
Кондак благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским, на преставление
глас 4
Яви?ся ве?лие со?лнце Христо?ве Це?ркви,/ просвеща?я уче?нием светлостьми?, всече?стне,/ я?ко черпа?лом златы?м от Кла?дязя неиско?паннаго чуде?с поче?рпл еси?,/ от Исто?чника неистощи?маго, всеблаже?нне Фео?доре,// и ны?не о всех мо?лиши, да улучи?м грехо?в проще?ние.
Перевод: Явилось великое солнце Христовой Церкви, просвещая светом учения, достойный особого почитания, как ковшом золотым из Колодца невыкопанного, почерпнул из неистощимого Источника дар чудотворений, всеблаженный Феодор, и сейчас о всех моли, чтобы получить нам грехов прощение.
Кондак благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским, на перенесение мощей
глас 8
Яви?стеся свети?льницы всесве?тлии, во пло?ти я?ко А?нгели,/ и я?ко жи?зни древеса? ра?йская,/ поще?нием, бде?нием и ве?рою возраща?еми, процвели? есте?/ моли?твами ва?шими, Небе?сныя благода?ти прие?мше,/ вра?чеве же кре?пцы я?вльшеся, исцеля?ете неду?гующих ду?ши,/ с ве?рою прибега?ющих к ра?це моще?й ва?ших,/ чудотво?рцы сла?внии, Фео?доре, Дави?де и Константи?не./ Моли?те Христа? Бо?га, грехо?в оставле?ние дарова?ти,// ве?рою и любо?вию чту?щим па?мять ва?шу.
Ин кондак благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским, на перенесение мощей
глас 8
Я?ко свети?льницы и вра?чеве преизря?днии яви?стеся,/ ве?рныя озаря?юще светлостьми? чуде?с ва?ших,/ во пло?ти бо на земли? благоугоди?сте Бо?гу,/ И?же во святы?х Прославля?емому,// Его?же непреста?нно моли?те о всех нас.
Кондак благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским
глас 8
Богому?дренно пресели?стеся, святи?и,/ во град, при?сно доброде?тельми цвету?щии,/ в жи?зни сей принося?ще Бо?гови плоды? бла?ги,/ преподо?бне Фео?доре и блаже?нне Дави?де с Константи?ном сла?вным,/ и яви?стеся, я?ко многоцвету?щая ра?йская древеса? жи?зни/ и я?ко многосве?тлыя зве?зды, в ми?ре сия?юще благода?тию,/ в доброде?тели испра?вивше жизнь свою?,/ и сего? ра?ди получи?сте живо?т ве?чный на Небесе?х./ Те?мже благода?рственно вам зове?м:// ра?дуйтеся, всеми?рнии свети?льницы и гра?ду на?шему Яросла?влю вели?кое утвержде?ние.
Перевод: Богомудро переселись, святые, в город, всегда процветая добродетелями, в жизни этой принося Богу прекрасные плоды, преподобный Феодор и блаженный Давид с Константином прославляемым, и явились, как многоцветущие райские деревья жизни и как яркие звезды, сияющие в мире благодатью, добродетелью освятившие жизнь свою, и потому получили вы жизнь вечную на Небесах. Поэтому с благодарностью к вам взываем: «Радуйтесь всемирные светильники и города нашего Ярославля великая сила».
Кондак благоверному князю Феодору Смоленскому
глас 1
Многому?дренне пресели?вся, преподо?бне кня?же Фео?доре, в град цвету?щ,/ при?сно плоды? благи?я,/ яви?лся еси? я?ко рай, па?че жи?зни,/ я?ко многосве?тлая звезда? в ми?ре сия?я, в поще?нии испра?вив жизнь свою?,// и ны?не Того? получи?л еси? живо?т ве?чный на Небесе?х.
Источник