Какой сегодня праздник по церковному календарю, 20.08.2018
20 августа отмечается 6 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Содержание
Церковные православные праздники 20 августа
Успенский пост – 7-й день
Какой церковный праздник сегодня 20 августа 2018: Попразднство Преображения Господня
Праздник по православному календарю 20.08.2018: Обретение мощей святителя Митрофана (в схиме Макария), епископа Воронежского
Кого чтит церковь сегодня 20 августа: Преподобномученика Дометия Персянина, иеродиакона, и двух учеников его
Преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского
Преподобных Пимена Многоболезненного, Печерского и Пимена, игумена, постника Печерского
Церковные православные праздники 20 августа
Успенский пост – 7-й день
Для православных христиан наступил Успенский пост — короткий и строгий. Начинается он спустя месяц после Петровского поста, не меняя числа, 14 августа, и через две недели заканчивается – 28 августа.
Этот период воздержания имеет три основные вехи и неожиданный для мирского понимания смысл. Необходимо знать, какие рекомендации дают священнослужители и богословы, отвечая на вопросы своей паствы в 2018 году. Об этом сообщает Рамблер.
Успенский пост подводит лето к своему завершению, а также духовно готовит православных к Успению Пресвятой Богородицы 28 августа. Божия Матерь всю свою земную жизнь соблюдала определенные ограничения в еде, а за несколько дней до своего Успения вовсе перестала употреблять пищу. Она обходилась только одной водой. Поэтому все постящиеся в период с 14 по 28 августа верующие следуют примеру Пресвятой Богородицы.
Перед тем как подойти к посту, каждый сам индивидуально для себя должен принять такое решение, обращая внимание на состояние своего здоровья. Пост не является диетой, не нужно соблюдать его, имея за цель сбросить лишние килограммы.
Не рекомендуется поститься людям преклонного возраста, беременным и кормящим женщинам. Либо же не настолько строго, как это положено по канонам Успенского поста, придерживаться всех ограничений.
Кроме питания также необходимо православным очиститься духовно при помощи молитв, хороших мыслей и побуждений. Внутренний мир должен обрести покой, забыв о злости, зависти, обсуждениях и других неприятных моментах.
Какой церковный праздник сегодня 20 августа 2018: Попразднство Преображения Господня
Продолжение праздника Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день в храмах проходит богослужение, читаются молитвы.
Праздник по православному календарю 20.08.2018: Обретение мощей святителя Митрофана (в схиме Макария), епископа Воронежского
Когда будущий Воронежский епископ появился на свет в семье сельского священника в Ковровском уезде Владимирской губернии, на Руси только отбушевала Смута, только выбрали всем миром нового царя — Михаила Романова. Сорок лет Михаил, пошедший, как тогда обычно бывало, по стопам отца, был обычным приходским батюшкой, растил сына и о монашестве не помышлял. Все изменила смерть жены.
Овдовев, в 1633 году он принял постриг, а через три года братия выбрала его игуменом, и семнадцать лет он управлял монастырем, прежде чем в 1682 году был поставлен архиереем только что учрежденной Воронежской епархии.
Что ждало его на месте нового служения? Множество старообрядцев, обосновавшихся здесь, подальше от церковной и царской власти, неграмотное духовенство — да и такого не хватало, пустые церкви, которые приходилось закрывать из-за отсутствия паствы, монастыри в запустении, монахи, для которых слово мирских благотворителей весомей слова архиерея.
В Воронеже новому епископу пришлось поначалу жить на постоялом дворе — архиерейский дом так обветшал, что был для жилья непригоден. Денег не было даже на самое необходимое, а Митрофан первым делом затеял строительство кафедрального собора. Одному Богу известно, чего ему это стоило, но святитель знал, что делал: за двадцать лет, которые было ему суждено управлять епархией, в ней построили больше пятидесяти новых церквей и основали два монастыря.
Но главной его заботой было — добиться, чтобы монастыри стали действительно монастырями, а священники — истинными духовными пастырями. Молитва, личный пример, строгость — вплоть до лишения сана — и отзывчивость на нужды забитого сельского духовенства медленно, но неуклонно меняли жизнь в крае. Борясь с расколом, епископ Митрофан открывал в деревнях школы, что по тем временам было настоящей культурной революцией.
Сам Воронежский архиерей жил строгим аскетом — домашний обиход его был прост до убожества, пищу он ел самую простую, а все доходы тратил на нужды епархии и милостыню. После него не осталось денег даже на похороны. Он и в завещании своем написал: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».
И что удивительно, этот семидесятилетний монах-подвижник, строгий ревнитель христианского благочестия, был одним из немногих архиереев, не только понявшим и принявшим реформы юного царя Петра, но ставшим его деятельным помощником: когда Петр начал строить в Воронеже свой первый настоящий флот, Митрофан помогал ему не только советом и деньгами, но и народ агитировал идти работать на верфи.
Но когда дело касалось духовной жизни, не спускал и царю: когда тот, приехав очередной раз в Воронеж, позвал к себе епископа, тот отказался входить в царскую резиденцию, пока оттуда не уберут статуи греческих богов. Петр, по своему обыкновению, вспылил, грозил даже казнить строптивого старца, но тот стоял на своем, и — неслыханное дело — царь уступил: статуи убрали. А когда в 1703 году епископ Митрофан умер, Петр приехал на погребение и сам нес его гроб и произнес слова, оставшееся в истории: «Не осталось у меня такого святого старца».
В августе 1832 года в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа были открыты мощи святителя Митрофана, а сам он — причислен к лику святых.
Кого чтит церковь сегодня 20 августа: Преподобномученика Дометия Персянина, иеродиакона, и двух учеников его
На рубеже III–IV веков, во времена святого Константина Великого, некий святой человек по имени Уар обходил Месопотамию с проповедью Благой Вести. Как-то раз он заметил отрока по имени Дометий, который с жаром вникал в суть язычества, и обратил его от идолопоклонства к познанию истины. Дометий сразу почувствовал, что именно ко Христу стремилась его душа, и хотел научиться основам веры у христиан, но те не выдавали своих тайн язычнику. Несмотря на это, он попытался убедить родителей отказаться от поклонения огню и идолам, но тщетно. Как только мальчик подрос, он покинул родительский дом и направился в город Нисибин, на границе Римской и Персидской империй, и там принял святое крещение.
Сразу после этого он поступил в монастырь в Нисибине и ревностно взялся за изучение Священного Писания. Слово Божие стало для него пищей и питьем, так что он забывал приходить в трапезную вместе с другими монахами, которые стали смотреть на него с подозрением, а потом невзлюбили, завидуя его усердию.
Дометий, боясь стать причиной ссор и раздоров, ночью покинул обитель. По дороге на него напала стая волков, но Бог спас его и вывел на римскую дорогу, пересекающую сирийскую пустыню. Он присоединился к группе христиан, шедших в Феодосиополь, чтобы принести дары в монастырь святого Сергия. Дометий, дав обет не вкушать пищи, пока не поступит в обитель, не присоединялся к попутчикам во время еды, так что те стали подозревать, что он еретик или самарянин. Когда же он объяснил причины своего поведения, они предложили отвести его в монастырь святого Сергия.
На исходе дня они подошли к городу, и к ним приблизился человек благочестивой наружности с предложением остановиться у него. Когда он привел их в пустынное место на краю пропасти, Дометий понял, что это служитель сатаны, и прогнал его молитвой. Все паломники добрались живыми и невредимыми до города. Тогда святой упросил спутников, собиравшихся рассказать об этом чуде, хранить молчание.
Не медля, они направились в монастырь святого Сергия, оставили там дары и были приняты архимандритом Нубелем (или Нурбелем). Это был почтенный старец, который уже 65 лет не вкушал вареной пищи, не ложился и не садился, но спал стоя, опираясь на посох. Во время беседы Дометий молчал и с восхищением смотрел на человека Божия. Нубель понял, что Дометий послан Богом, и велел ему сразу присоединиться к братии. Следуя указаниям духовного отца и подражая во всем его ангельскому поведению и непрестанной молитве, святой Дометий быстро возрастал духовно, восходя от добродетели к добродетели, стремясь всей душой к награде, которую Бог уготовал на Небесах любящим Его.
В 18 лет Дометий против своей воли был посвящен в диакона епископом Иаковом Феодосиопольским, который посещал обитель. Через три недели, служа в алтаре, святой увидел белого голубя, летающего над чашей. Он попытался прогнать его, боясь, что тот опрокинет Святые Дары, к большому удивлению наставника, который не удостоился видения Святого Духа. Понимая, что его ученик избран Богом, архимандрит позвал хорепископа Гавриила и хитростью посвятил Дометия в пресвитера. Но когда святой понял, что его собираются вести в город и там воздать почести, он бежал из монастыря и нанялся слугой в караван верблюдов, направляющийся в сирийский город Кирр.
Добравшись до города и подойдя к знаменитому храму святых Космы и Дамиана, святой попрощался со спутниками и провел много дней и ночей в молитве. Его поведение привлекло внимание одного больного, который находился там больше месяца. Благодаря беседам с Дометием и его молитвам он получил исцеление и поспешил объявить о добродетелях святого. Дометию вновь пришлось бежать.
Он перебрался за несколько километров к северу от храма святых бессребреников на каменистый бесплодный холм. Там он прожил два года в полной безвестности, питаясь дикими травами. Однажды в жаркий день подвижник направился к источнику воды и увидел там женщин, стирающих белье. Одна из них, по его мнению, вела себя совершенно непристойно. Он немедленно убежал прочь, и по его молитвам источник пересох. Местные христиане во главе с духовенством пришли просить прощения у отшельника – и после его молитвы вода вернулась. С тех пор местные жители стали приходить за благословением к преподобному.
Однажды зимой некий бедуин, которого святой Дометий принимал у себя, предложил ему построить убежище для защиты от непогоды. Святой отказался, но на следующий день снежная буря замела его по шею в расщелине, где он спал, так что бедуин лишь после долгих поисков сумел найти его, откопать и перенести в свою палатку, чтобы оказать помощь.
Святой провел на горе три года, терпя ветер, солнечную жару и непогоду. Жившие в окрестностях христиане, видя, что силы Дометия тают, убедили его укрыться в пещере, выдолбленной им самим в скале. Долгие годы провел он там в молитве, принимал всех приходящих к нему, исцеляя именем Христа телесные и духовные болезни. Он также обратил в истинную веру многих язычников.
Около 363 года император Юлиан Отступник проходил через эту местность во время войны с персами1. Некие нечестивые люди, завидуя славе Дометия, оклеветали его перед тираном, выставив самозванцем, говорящим от имени Бога.
Император приказал привести святого отшельника. Дометия обнаружили в его уединении вместе с двумя отроками, рожденными по его молитвам, которых родители посвятили Богу. Им приказали выйти на римскую дорогу, чтобы воздать почести императору, когда он будет проходить мимо, но святой, погруженный в молитву, не обратил на них никакого внимания. Тогда нечестивцы, подобно диким зверям, бросились на преподобного и его учеников и побили их камнями. При этом камни завалили вход в пещеру.
Преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского
Преподобный Меркурий, епископ Смоленский, был иноком Киево-Печерского монастыря. Время его хиротонии неизвестно. На Смоленской кафедре, вероятно, был преемником епископа Лазаря, так как он испытал со своей паствой ужасы Батыева нашествия. В описании Киево-Печерской лавры говорится о нем: «Святой Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1247 году». После блаженной кончины святого мощи чудесным образом приплыли по Днепру к Киеву. Ныне они почивают в Киево-Печерской лавре в Антониевых (Ближних) пещерах.
Преподобных Пимена Многоболезненного, Печерского и Пимена, игумена, постника Печерского
Приступая к повествованию о блаженном Пимене, остановим наше внимание на его великом мужестве в страданиях и отсюда научимся, что болезни должно переносить терпеливо и — что сила Божия в немощах совершается.
Блаженный Пимен родился на свет больным, больным он и вырос. Но сия телесная болезнь не дала в нем места болезни духовной: он был чист от пороков и соблюл девство от утробы матери. Неоднократно просил он своих родителей, чтобы они позволили ему удалиться в монастырь для пострижения в иноческий образ, но из сильной любви к нему они не соглашались на эти просьбы, желая иметь его наследником по своей смерти.
Однажды, по действию Божественного Промысла, устрояющего все к лучшему, блаженный Пимен особенно сильно заболел, так что даже не надеялся и на выздоровление. Повинуясь необходимости, родители принесли его тогда в Печерский монастырь и просили живших в нем преподобных отцев помолиться об избавлении их сына от болезни. Но усердные молитвы иноков не принесли исцеление болящему, ибо молитва самого блаженного была сильнее молитвы их всех. Он не просил себе здоровья у Господа, но, напротив, молил о продолжении болезни, зная, что если будет здрав, то родители возьмут его из монастыря и лишится он осуществления заветного желания. Так как отец и мать были здесь и не давали возможности сыну принять пострижение, то блаженный впал в великую печаль и прилежно начал молиться Богу, чтобы Он исполнил его желание, какими Сам ведает путями.
И вот в одну ночь, когда родители его и рабы были погружены в глубокий сон, вошли к нему светлые Ангелы, одни из которых были в образе прекрасных юношей, другие как игумен и братия. Они несли в руках святое Евангелие, свечи, власяницу, мантию, куколь и все остальное, нужное при пострижении. «Желаешь ли, чтобы мы постригли тебя?» — спросили они преподобного. Он с радостью отвечал: «Ей, хочу! Бог послал вас; молю: исполните желание моего сердца». Они тотчас же начали творить вопросы, совершая сполна все, что положено в уставе иноческого пострижения. Так они постригли его в великий ангельский образ, облекли в мантию и куколь, нарекши Пименом. Вручив же ему, по обычаю, свечу горящую, сказали: «Сорок дней и ночей не угаснет свеча эта». Вместе с тем они предсказали ему всегдашнее страдание от телесных болезней, заметив при этом, что получение здравия будет знамением наступления смерти. И целовав новопостриженного, они удалились в церковь, где положили на гроб преподобного Феодосия (1074; память 3 мая и 14 августа) волосы его, завернувши их в полотно.
Иноки, находившиеся в ближних келиях, слыша пение, разбудили прочих, полагая, что или игумен с некоторыми из братий постригает болящего, или он преставился. Все вместе они отправились в келию, где лежал преподобный. Но придя, нашли всех спящими: отец, мать и слуги также спали. Между тем иноки заметили, что келия полна благоухания, а болящий полон радости и веселия и облечен в иноческую одежду.
«От кого, брате, принял ты пострижение? И что за пение мы слышали здесь, которого, однако, не слыхали твои родители?» — спросили они, обращаясь к преподобному. «Я так понимаю, — отвечал он, — что меня постриг, нарекши Пименом, игумен, пришедший сюда с братией; они-то и пели как вы слышали; они же мне дали и эту свечу, которую вы видите, сказав, что она будет непрерывно гореть в течение сорока дней и ночей. Власы же мои, положив в убрус (полотно), они удалились с ними в церковь».
Услышав это, иноки тотчас поспешили в церковь, но она оказалась запертой, разбудив пономарей и дознавшись у них, что в церковь после вечерней молитвы никто не входит, так как и самые ключи от нее не у них, а у екклесиарха, иноки отправились к нему. Но и екклесиарх никому не давал ключей и сам ни с кем не входил в церковь. Тогда, взяв ключи, они все вместе пошли в храм, где на гробе преподобного Феодосия, действительно, нашли лежащие в убрусе волосы. После этого о всем известили игумена. Игумен же чрезвычайно удивился и старательно доискивался, кто бы мог постричь преподобного Пимена, но все розыски были напрасны. Тогда для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили святые Ангелы.
Долго рассуждали игумен и братия: вменять ли чудесное пострижение как обычное, совершенное по уставу. Но так как имелись ясные доказательства действительности совершенного над ним: власы, чудесно перенесенные на гроб преподобного Феодосия и свеча, для которой было довольно суток, чтобы сгореть, а она не угасала в течение сорока дней и ночей, невзирая на все это, игумен с братиею признали излишним творить на преподобным свое пострижение, но только сказали:
«Довольно, брат Пимен, тебе: ты от Самого Бога получил иноческий образ и нареченное имя».
Случилось как-то, что один больной, страдавший таким же недугом, как и преподобный Пимен, принесен был в Печерский монастырь и пострижен. Иноки, на которых лежала обязанность служить больным, внесли его к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе и равномерно. Но, небрежно относясь к своим обязанностям, они часто забывали об них, так что больные по временам изнемогали от жажды. Тогда блаженный Пимен сказал лежавшему с ним больному: «Так как прислуживающие нам гнушаются нами по причине смрада, исходящего от нас, то захотел ли бы ты, брат мой, нести их обязанности, если бы тебя восставил Господь?» Больной обещался преподобному с усердием служить до самой смерти. Блаженный Пимен сказал на это: «Вот Господь отнимает болезнь твою от тебя и, сделавшись здравым, исполни обещание твое, служа мне и подобным мне. На нерадивых же о таковом служении Господь наведет болезнь лютую, чтобы они, наказанные так, получили спасение». Больной тотчас поднялся совершенно здравым и начал служить преподобному Пимену, а прежние его прислужники, гнушавшиеся своего дела — служения больным, были объяты недугом, по слову блаженного. Исцелившийся от недуга брат служил усердно, но, побыв немного в таковом деле, и он уклонился от Пимена вследствие мерзкой его болезни, и оставил его без хлеба и воды. Уйдя, он поселился в другой келии. И вот внезапно, как огнем, охватил его сильный жар, и не имея сил подняться, он три дня мучился от жажды и наконец стал кричaть:
«Ради Бога сжальтесь надо мною, ведь я умираю от жажды!» Услыхав его, иноки, находившиеся в ближайшей келии, пришли к нему, и увидев его болезнь, сообщили о ней преподобному Пимену: «Брат, служивший тебе, умирает». — «Что сеет человек, — отвечал преподобный, — то и пожнет: он бросил меня голодного и жаждущего, и сам потерпел то же, солгав Богу и призрев мое недостоинство. Но мы научены не воздавать за зло злом, поэтому идите и скажите ему: тебя зовет Пимен, встань и иди к нему».
Когда заболевшему передали это, он тотчас сделался здоров и, вставши, без всякой помощи пришел к преподобному. Блаженный Пимен долго увещевал его, говоря:
«Маловер, вот ты здоров; смотри, опять не согрешай! Разве ты не знаешь, что равную награду будут иметь, как болящий, так и служащий ему. Терпение униженных не останется бесплодно: испытывающие тут кратковременную скорбь и тяготу, будут испытывать радость и веселие там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Ради этого и терплю все. Бог, через меня избавивший тебя от твоего недуга, может и меня восставить от этого одра и исцелить мою немощь, но я сам не хочу, ибо «претерпеваемый до конца спасен будет» (Мф. 10, 22), сказал Господь. Лучше в этой жизни я сгнию весь, чтобы в будущей тело мое было нетленно; лучше здесь переносить смрад, чтобы там наслаждаться неизреченным благоуханием. Величественно, брат мой, церковное служение в светлом, чистом и святом месте, где богоугодно и сладостно с невидимыми ангельскими силами возносить молитвы к Богу, почему церковь и называется земным небом, а стоящие в ней почитаются за стоящих на небе. Это же темная и смрадная келия не прежде ли суда суд? Не прежде ли бесконечной муки мука? Но терпящий все это с благодарением может с правом сказать: «Терпя потерпех Господа, и внят ми»(Пс. 39, 2); утешая подобных страдальцев, апостол говорит: «аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог, аще без наказания есте, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 7-8), И Сам Господь увещевает нас, брат мой, говоря: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19).
Наставленный таковым увещанием блаженного, брат был глубоко тронут и с тех пор неотступно служил святому Пимену.
Доблестный страдалец и достойный подражатель праведного Иова, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал одержимый страданиями своими в продолжении двадцати лет. Но вот приспел час и время преставления преподобного. Во святом Печерском монастыре явилось знамение. Ночью над трапезною показались вдруг три огненные столпа, которые потом перешли на верх церкви. Бог весть о чем говорило сие дивное знамение! Но истинно то, что Бог, в Троице прославляемый, «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс.103,4), уже прислал Ангелов Своих за душой многоболезненного Пимена. В тот день преподобный внезапно почувствовал себя здоровым и узнал час исхода своего, как предсказали ему постригавшие его. Восставши от одра своего, преподобный Пимен обошел все келии, поклонился всем и простился с братиею смиренно. Болящим же братьям сказал: «Друзья мои и братья! Встаньте и проводите меня». И тотчас, по слову его, болезни их исчезли, и сделавшись здравыми, они пошли со своим благодетелем. Преподобный Пимен, войдя в Церковь, причастился Божественных Таин, и после этого, взявши погребальный одр, без постороннего указания пути понес его к пещере, в которой никогда не был и которую не видел от рождения своего. Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония (1073; память 10 июля и 28 сентября) и указал место, где желал быть положенным.
Здесь в пещере преподобный Пимен сопровождавшей его братии поведал чудную тайну, указывая на гробы некоторых из братий, лежащих вблизи: «Вы положили в этом гробу двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме. Первого инока, положенного без схимы, вы найдете в схиме. Он при жизни неоднократно хотел принять ее, но все откладывал, дела же являл достойные этого образа, поэтому Господь даровал ему схиму по смерти. Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее: он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел, достойных ее, а говорил только: «Когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда постригите меня в схиму». Не помнил он слов, сказавшего: «Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад, но мы живии благословим Господа» (Пс. 113, 25-26). Поэтому и отнята у него схима и дана показавшему дела, достойные ее: «Имущему бо (добрые дела) везде дано будет и преизбудет, от неимущего же (добрых дел) и еже мнится имея. взято будет» (Мф. 25, 29). Третий брат, — продолжал преподобный, — много лет положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения в день Страшного суда. Ибо он совершал дела, недостойные этого образа: всю жизнь провел в лености и грехах, не помня зов Господа: «Ему же дано будет много, много взымется от него» (Лк. 12, 48). Пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук».
Преподобный на время замолчал и потом, обратившись к братии, торжественно сказал: «Вот, братие, пришли постригавшие меня для принятия моей души», — и вслед за этими словами возлег на одр и успе о Господе. С великою честию братия возложили его на показанном месте в пещере.
После кончины преподобного братия убедилась в прозорливости его слов. Откопавши гробы, о которых рассказал преподобный, они нашли, соответственно его словам, трех черноризцев. Погребенный в схиме из двух, недавно умерших, оказался лишенным ее, а на другого, не имевшего ее, она была возложена. Третьего же брата, уже давно умершего, нашли всего истлевшего, одна только схима его были цела. И долго дивились неизреченному суду Божию, воздающему каждому по делам его.
Небесное знамение, явившееся в виде трех огненных столпов в день преставления преподобного Пимена, описано в летописи под 11 февраля 1110 года, когда игуменом Киево-Печерского монастыря был святой Феоктист (память свт. Феоктиста, епископа Черниговского, 6 августа 1123 года, совершается 5 августа). И день кончины преподобного Пимена поэтому предполагается 11 февраля 1110 года, совпавшие с небесным знамением.
Мощи преподобного Пимена почивают в Антониевой пещере. Вторично память святого празднуется 28 сентября с Собором преподобных Ближних пещер.
Источникhttp://rosregistr.ru/raznoe/152392.html
Источник