Логопед сначала узнает причины речевых расстройств
Безусловно, чаще всего к логопеду попадаются дети с дефектами произношения и нарушениями артикуляции. Чтобы установить эффективную терапию, детский логопед должен хорошо знать маленького пациента. Он осматривает речевые органы и проверяет их моторику. Неправильная моторика может быть из-за языка языка (слишком маленький, слишком большой, слишком короткий размер языка), мягкого неба и диска (различного типа), реже губ (верхней губы, что ограничивает ее подвижность), зубов (дефектный прикус, отсутствие зубов), нижней челюсти (подвижность). Если ребенок путает звуки, логопед проверит фонематический слух, проведет физический осмотр слуха и так называемый слуховой аутоконтроль. Ибо не раз ребенок убеждается, что говорит правильно. Только запись его речи и воспроизведение позволяют ему осознать необходимость работы над произношением. Если ребенок ходит в школу, логопед, желая проверить, есть ли у дефекта отражение в письме, попросит тетради ученика. Если это так, то терапия также будет включать письмо. Важным источником информации является интервью с родителями. Логопед спросит, когда ребенок начал говорить, как развивалась речь, есть ли у кого-то в окружении мальца недостатки произношения (старшие братья и сестры, родители или опекуны), есть ли у ребенка какие-либо тяжелые заболевания. Он также спросит, как развивалась речь у родителей. При необходимости направит ребенка на аудиологическое обследование (при потере слуха), к ЛОР-врачу, чтобы подтвердить или исключить увеличение третьей миндалины, полипов, искривление носовой перегородки. В некоторых случаях полезно также психологическое или неврологическое обследование.
Терапия у логопеда: как она проходит?
После того, как ребенок диагностируется, логопед устанавливает план действий, и начинается терапия. Стандартная встреча (30-40 минут) включает в себя: проверку освоения заданных упражнений, введение нового материала, короткие занятия, записать в тетради ребенка, нового материала для фиксации в доме и повторная отработка с малышом, передача хранителю ребенка инструкции домашних упражнений. Результаты логопедической терапии зависят m.in. от типа дефекта, времени начала лечения, а также приверженности и настойчивости пациента. Ребенок должен чувствовать потребность в упражнениях и понимать необходимость участия в занятиях. Тесное сотрудничество родителей также важно, потому что терапия должна продолжаться дома. Родители должны выполнять с ребенком предписанные упражнения каждый раз. Наилучшие результаты дают ежедневные 15-20-минутные занятия, обязательно проводимые в атмосфере спокойствия. Ребенка нужно хвалить даже за минимальные достижения. Нельзя заниматься спортом, когда болит горло, повышена температура или насморк.