Ирина Минервино, успешный российский арт-продюсер в Лондоне. Родилась в Москве в 1985 году. Коренная москвичка, выросла неподалеку от поселка художников на Соколе, где жили и работали многие художники, скульпторы, писатели, вошедшие в «Золотой фонд» отечественной культуры. С детства мечтала заниматься искусством и объездить весь мир.
Свою карьеру в арт — бизнесе Лондона Ирина начала с работы в аукционном доме «Кристис» («Christie’s»), в период высокого роста интереса к русским торгам в Лондоне. Ирина стала одним из немногих русскоговорящих сотрудников «Кристис», который тонко чувствовал малейшие колебания рынка и на их основании создала рабочую стратегию. От стажёра Ирина прошла путь до старшего специалиста и заместителя директора по русскому искусству, проработав восемь лет в единственном в Лондоне специализированном на русском искусстве аукционном доме «МакДугалл» («McDougall»). За это время Ирина провела многочисленные выставки в Лондоне, Москве и Киеве, участвовала в подготовке аукционов, выставок, составлении и печати каталогов, и непосредственной продаже произведений искусства. Во время обучения в Университете, Ирина тщательно изучила американский и европейский рынки искусства, а после работы в сфере начала самостоятельную деятельность, которая и определила ее будущее.
Homo colligens — человек коллекционирующий — человек, которого мир вещей и реликвий захватывает всего, без остатка.
Коллекционирование — это один из видов удовлетворения инстинкта цели, который присущ большинству людей. Другими словами, это наполнение жизни особым и высоким смыслом. Каждый коллекционер трактует его по-своему, находят себя в поисках, теряет и снова отправляется в путь за кладом. Чем длительней период собирательства, тем более глубже коллекционер вовлекается в сферу различных интересов для реализации своей мечты. Возможно, именно поэтому Гете называл коллекционеров счастливыми людьми. В викторианскую эпоху среди английского среднего класса была широко распространена мода на коллекционирование английской живописи; личного статуса или имиджа организации.
Здесь, можно привести в пример Джей Пи Моргана, который создал одну из самых крупных корпоративных банковских коллекций или Седат Игдеджи крупного турецкого инвестора.
Ну и конечно наших отечественных коллекционеров: Савву Морозова, Сергея Щукина, Павла Третьякова. Возможно, если бы не эти коллекции, их имена могли быть стерты временем. Подумаешь, купец — революции и воины отбирали поместья, фабрики, меняли общественный строй, а искусство, а вместе с ним и память о коллекционере, продолжало жить вне времени. Коллекционирование это еще и познание мира, и удовлетворение эстетических потребностей, ну и конечно же несомненная инвестиция.
Рано или поздно, каждый коллекционер задумывается о ликвидности своей коллекции, о том, что с ней делать в будущем и о ее ценности. Искусство специалисты относят к так называемым “passion investments”, или инвестиции в хобби. К ним также можно отнести часы, ювелирные украшения, лошадей, вино, ретро автомобили. Лондон, в этом плане, является безусловной столицей инвестиций в хобби, как впрочем и русского, и мирового искусства.
Тем не менее, делать инвестиции в искусство не так просто как может показаться. Как в любой профессиональной сфере, в этом инвестиционном направлении есть свои нюансы. Необходимо обладать достаточными знаниями, а также культурой и финансовой подготовкой, чтобы искусно маневрировать в мире аукционных домов и галерей или же давать адекватную оценку тому или иному произведению.
Инвестиции в искусство можно разделить на два сегмента. Путь первый , вложения в современное искусство. Этот путь доступен большому кругу коллекционеров, так как в этот сегмент можно войти с относительно небольшим стартовым капиталом (от 5,000 фунтов в Англии, и от 1,500/2,000 фунтов, если покупать современных русских авторов, которые, надо сказать, очень сильно недооценены). Вся суть заключается в том, чтобы увидеть потенциал художника и перспективы его роста. Если художник будет продолжать выставляться в галереях, работать и рекламироваться, то он неизбежно станет более известным, а это значит, что цены на его картины будут расти в цене. Важно помнить, что этот рынок обладает более высоким процентом риска на вложения.
В современном искусстве на цену влияет то, где выставляется художник, какие галереи, музеи и ярмарки его представляют, а также кто его покупает (мода тоже играет свою роль). Так например, если автор участвовал в Венецианском Биенале или же выставлялся в таких крупных мировых музеях, как МоМА, то это подобно “Оскару” для художника. Я бы также рекомендовала читать статьи ведущих кураторов и отслеживать тех художников, на которых они обращают внимание. В Лондоне для меня это главный куратор галереи Серпентайн Ханс-Ульрих Обрист, или же арт критик Паоло Коломбо, который был главным куратором мадридского биенале, а также составителем программы постоянной коллекции Стамбульского музея современного искусства. Посещать выставки в ведущих галереях Лондоне и интересоваться их программой: White Cube, Serpentine, Tate, Whitechapel Gallery, Houser and Writh, аукционный дом Philips, ярмарка Frieze. Хорошо совмещать такие посещения с кем то, кто следует в этой индустрии: арт-дилер или эксперт.
Путь второй покупать картины известных авторов, таких как Моне, Ренуар, Ботичелли,Тициан, Рембрант, Пикассо, Шагал. В русском искусстве, это Айвазовский, Репин, Шишкин, Левитан, Коровин, Дейнека. Это так называемый сегмент “blue chip”, которых требует серьезных капиталовложений, но и возврат на инвестицию тоже порционально выше. Шедевры не падают в цене и на них всегда спрос, даже в самые кризисные времена, просто потому что больше такой работы никогда не будет.
Если отбросить эстетические факторы и смотреть очень технически на инвестиции в этот сегмент, то на стоимость картины влияют следующие факторы: размер работы (метровые работы продаются лучше всего); мидиум (масло, холст как правило является самым продаваемым материалом); провенанс или история картины (чем больше выставок, иллюстраций работы в каталогах, тем лучше), также на цену влияет именитость предыдущих владельцев (так, например, картина шестидесятника из коллекции Георгия Костаки будет цениться в разы больше, чем соотносимая вещь и обычного частного собрания). Самые дорогостоящие — это вещи из старых, фамильных собраний, ранее не показываемые на рынке, в нетронутом состоянии, со следами времени на них. Как говорится, чтобы вековая пыль была и подрамник “родной”, и рама “во времени”, и, как говорит мой знакомый, страстный коллекционер, самое вкусное, чтобы шильдик был свой, старый.
Выгодность вложений и историческую прогрессию продаж можно отслеживать на таких сайтах как artnet, artprice. Согласно отчетам индекса Artnet AG, инвестиции в картины таких современных художников, как Энди Уорхол или Дэмьен Херст, приносили больший доход, чем вложения в акции из индекса Standard & Poor’s 500, за последнее десятилетие. На Лондонской фондовой бирже есть также специальный индекс Mei Moses Art, который определяет цены на живопись. Mei Moses Art Indices, инструмент для анализа данных арт-рынка, который судит о силе арт-рынка в сравнении с другими классами активов. Он делает это анализируя повторные продажи работ на Sotheby’s или Christie’s, и отслеживая изменения в стоимости покупки с течением времени. Рост этого индекса опережает индекс S&P 500 – самый важный индекс фондового рынка США. В прошлом году индекс был приобретен аукционным домом Sotheby’s.
Я бы также рекомендовала четко отслеживать аукционные продажи, и сами торги. С каждым годом аукционные продажи имеют все большее влияние на мир искусства. Это лакмусовая бумажка отражающая состояние арт рынка. Это арт биржа и немного казино, из за уровня азарта, непредсказуемости, и наличием своих внутренних интриг.
В Лондоне существует так называемая “Русская неделя”, которая проходит дважды в год, когда четыре ведущих в этом сегменте аукционных дома, такие как Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s друг за другом устраивают русские торги на протяжении недели, и это одна из причин, почему по торгам в Лондоне можно судить о востребованности Русского искусства по всему миру. Следующая неделя русского искусства пройдет в начале июня.
Тем не менее покупать искусство зачастую выгоднее через арт дилера или арт консалтинговую компанию. Так например, если аукцион взымает около 25% сверх стоимости на торгах, то, типично арт консалтинговые компании, берут около 10-15% с конечной стоимости.
Итак, перед тем как вложить деньги в картину, необходимо потратить время на изучение этого рынка, переговорить минимум с несколькими экспертами и осведомленными людьми. Узнать как можно больше информации об авторе, чтобы лучше определить его перспективы. Чтобы заработать на инвестициях в картины, необходимо изучить искусство со стороны рынка. Определить какие картины со временем дорожают больше, какое направление и стиль будут актуальны и через 5-10-20 лет (хотя не редко бывает что картины дорожают в 2-4 раза уже через год).
В этом и состоит задача арт дилера или искусствоведа. Их работа не просто описать творческий процесс современности, все его составляющие и дать ему правдивую оценку. Самое ценное – предугадать будущность развития стилей и направлений, их возможные пути развития и воздействие на современную личность. Важно помнить, что инвестиции в картины — это всегда долгосрочные инвестиции, и нужно быть готовым к тому, что выгоду от вложений вы можете получить не раньше чем через 5-10 лет. Но нет сомнений в том, что это самый красивый и эстетичный вид инвестиций.
Как инвестировать в искусство. Советы самого молодого русского арт-дилера в Лондоне
Загрузка...