Если вы читаете эту статью, значит, с вашей собственностью случилось нечто, заставившее вас задуматься о ее снятии с кадастрового учета.
Но чтобы понять, как можно снять с учета объект недвижимости (квартиру, дом или земельный участок), следует разобраться с тем, что же такое кадастровый учет и для чего он нужен людям и государству.
И только после этого можно переходить к последнему этапу этого учета – снятию объекта с него.
Для чего производится кадастровый учет объектов недвижимости?
Под кадастровым учетом понимается систематизация сведений об объектах недвижимости, определение признаков, которые позволяют однозначно идентифицировать каждый объект.
Вся информация, получаемая в ходе учета, скапливается в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Наполняют его, следят за сохранностью сведений и осуществляют другие действия сотрудники Росреестра.
Учет начинается с физического появления объекта. Сдал застройщик жилой дом – каждый собственник должен поставить свою квартиру на учет. Построили вы сами частный дом – обязаны сделать то же самое. Купили у соседей часть огорода, тем самым увеличив свой участок – будьте любезны наведаться в Росреестр.
В рамках кадастрового учета любой объект недвижимости наделяется личным номером. Он совершенно уникален, не повторяется ни среди других объектов, ни в других регионах страны.
Номер этот невозможно изменить, он сохраняется у объекта вплоть до снятия его с кадастрового учета.
Собственникам учет необходим прежде всего для осуществления своих прав. Ведь недвижимость без ее учета в кадастре невозможно продать, обменять и так далее. Даже свидетельство о собственности на нее получить нельзя.
Кроме того, государственный кадастр – это источник разнообразных сведений. Для государства кадастровый учет – это способ упорядочить огромную массу объектов недвижимости и иметь информацию о том, кто и на каком основании ими владеет.
Основания для снятия объекта
Прежде всего запомните, что просто так объект с учета никто не снимет. Для этого необходимы серьезные основания.
В целом их можно определить как изменения, происходящие с недвижимостью, такие как:
Разрушение дома. Если пожар, землетрясение или другое бедствие уничтожило частный либо многоквартирный дом.
Сюда же относится и процедура аннулирования временного учета. Это означает, что, поставив, например, земельный участок на кадастровый учет, вы обязаны в ближайшее время оформить право собственности на него.
В противном случае через 2 года его принудительно снимут с учета, и получить свидетельство о собственности будет невозможно без повторной постановки.
Чаще всего вопрос о снятии с учета поднимается собственниками, но иногда это могут быть и другие люди. Например, может возникнуть земельный спор с соседями, если вы захватили метры от их участков при постройке забора и поставили свой участок на учет в таком вот преувеличенном виде.
Какие документы нужны для снятия?
Список состоит из 4 пунктов:
- паспорт;
- свидетельство о собственности и копия;
- акт обследования и его копия;
- заявление.
При этом, первых два документа у вас уже должны быть на руках.
А вот специально получить нужно будет акт обследования. Этот документ призван подтвердить, что с объектом недвижимости действительно произошло то, что позволяет снять его с учета.
Составляются такие акты кадастровые инженеры. Чтобы найти этого специалиста, позвоните в местное отделение Росреестра или БТИ (Бюро технической инвентаризации). Там вам наверняка подскажут, кто в вашем городе оказывает такие услуги.
Несмотря на рекомендацию от государственного учреждения, попросите инженера показать квалификационный аттестат. Если окажется, что его подпись на акте не имеет силы, все придется начинать заново.
Форма заявления есть на сайте Росреестра и должна быть в свободном доступе в отделении. Где бы вы ее ни взяли, при личном посещении Росреестра не ставьте подпись заранее. Сотрудник учреждения должен видеть, как вы подписываете заявление.
Если вы подаете заявление от имени, к примеру, пожилого родственника, то необходимо принести нотариальную доверенность от него и ее копию.
Но скорее всего вам не придется ничего заполнять. Сотрудник возьмет документы, внесет данные в бланк, распечатает его и даст вам. Останется только внимательно проверить информацию и подписать.
Как происходит данная процедура?
Она предельно проста и состоит всего из 3 основных этапов.
Шаг 1. Человек собирает необходимые документы.
Шаг 2. Подается заявление в Росреестр с приложением к нему вышеуказанного пакета документов.
Подать заявление можно несколькими способами:
Шаг 3. Заявитель получает кадастровую выписку, в которой сказано, что объект с учета снят. Происходит это в течение 18 дней с момента подачи заявления. Никакие госпошлины при этом не взимаются.
Процесс может застопориться, если:
Не хватает каких-либо документов.
Сведения о снятых с кадастрового учета объектах аннулируются и исключаются из кадастрового учета. Формально восстановить их невозможно, но судебная практика показывает обратное.
Если есть решение суда, объект могут вновь поставить на кадастровый учет под прежним номером.
Видео: О кадастровом учете объектов капитального строительства
В видеосюжете рассказывается, что такое кадастровый учет объектов недвижимости и для чего он ведется.
Разъясняется, какой госорган занимается кадастровым учетом в настоящее время, какие объекты подлежат учету, как производится процедура постановки и снятия в единый реестр.