За многолетнее существование своей киновселенной компания Marvel собрала настоящий авангард супергероев. Кажется, что еще совсем недавно Тони Старк сооружал железную броню и взмывал в небо, Капитан Америка просил не выражаться, а Халк зеленел перед боевым кораблем Читаури. Но не успели киноманы оглянуться, как между высотками Нью-Йорка лихо запрыгал дружелюбный сосед, а Стивен Стрэндж приступил к постижению основ магии. Время пролетело незаметно, и одна из самых масштабных и впечатляющих киновселенных готовится отмечать свой первый серьезный юбилей — 10 лет.
Новаторство марвеловцев, принесшее адаптациям комиксов небывалый успех, кроется не только в завораживающей графике, ярких спецэффектах или хорошо сложенных спасителях Галактики. Отличается продукт Disney от фильмов тех же Warner Bros., представляющих команду DC, прежде всего, тем, как искусно истории собраны воедино. Все проекты, выпущенные студией в рамках франшизы супергероев, являются продолжением друг друга. Главные же конкуренты Marvel, даже несмотря на теплый прием «Чудо-женщины» и отсылки к другим своим кинолентам, не смогли достичь тех же высот. Почему? У Джо Руссо в свое время нашелся подходящий ответ: просто у них нет Кевина Файги. А может, причина кроется в названии: не зря ведь marvel в переводе с английского значит чудо.
До того, как Файги стал рулевым, студия и не планировала производить фильмы самостоятельно. Созданная в 1993 году Marvel Studios (тогда еще Marvel Films) позволяла использовать своих персонажей в проектах других компаний, а большую часть прибыли получала от продажи супергеройской атрибутики. Даже первого «Человека-паука» Сэм Рэйми снимал для Sony. Именно Кевин Файги взял курс на автономность, а заодно и привлек ко вселенной потрясающих актеров. Джон Фавро, режиссер дебюта «Железного человека» на больших экранах, вспоминал: «Было ощущение, что я, Роберт и Гвинет — вновь старшеклассники. Мы очень волновались, так как чувствовали, что от этого "выстрела" зависит будущее».
С тех пор риск многократно оправдался, однако глава Marvel Studios признается, что неуверенность и волнение никогда не покидают его. Он испытывает тревогу по сей день и часто задается вопросом: каким будет фильм, который все испортит? Но киновселенная Marvel входит во вторую декаду своего существования, и, возможно, более насущный вопрос заключается в том, какой же фильм продолжит эту историю.
Ни для кого не секрет, что работа над четвертыми «Мстителями», выход которых намечен на 2019 год, для многих центральных актеров по контракту является последней. Тем не менее Marvel не спешит раскрывать свои планы. Поклонникам многолетней истории придется довериться Кевину Файги и еще полгода гадать, кого же в бесконечной войне ждет смерть, а кто вернется с новыми силами. Правда, стоит сказать, что вселенная находится в надежных руках: по мнению Скарлетт Йоханссон, Файги не просто руководитель известной компании, а в первую очередь ярый фанат комиксов. Да и боссы Disney обещают, что планы студии расписаны как минимум на двадцать лет вперед. В центре внимания появляются неизвестные ранее персонажи, что открывает целый список новых возможностей для расширения вселенной.
Юный фанат комиксов
Кабинет Кевина Файги заставлен фигурками и прочей атрибутикой героев, чьи истории были рассказаны с больших экранов при его непосредственной поддержке. Однако в историю собственной жизни продюсер посторонних посвящать не спешит. Детство в Уэстфилде, Нью-Джерси, одержимость блокбастерами, походы в местный кинотеатр каждую пятницу и плохие оценки в школе. Мечта будущего главы Marvel Studios в те времена — связать жизнь с кинематографом. Да и сейчас он больше любит рассказывать о проектах, чем о своем прошлом и настоящем. Марк Руффало подмечает: «Вы знаете Дэниэла Дэй-Льюиса как потрясающего актера, и вам хочется видеть его на экране, а не в реалиях этого мира. Вот и Файги всегда считал, что его личная жизнь не настолько интересная, чтобы предавать ее огласке».
Но в юбилейном интервью главный марвеловец сдается и, приоткрывая завесу над собственным прошлым, рассказывает, как еще в колледже он попал на практику к режиссеру Ричарду Доннеру и его жене, продюсеру Лорен Шулер Доннер. Сначала выбор ментора казался ему вполне очевидным: пойти учиться у того, кто снял легендарного «Супермена», которым Файги никогда не прекращал восхищаться. Однако в конечном итоге любитель блокбастеров и комиксов решает работать на супругу Доннера. Так начинается становление молодого продюсера, будущего главы одной из известнейших дочерних компаний Walt Disney.
Благодаря своему трепетному отношению к персонажам комиксов Файги вскоре попадает в поле зрения тогда еще генерального директора Marvel, Ави Арада. Однажды он и Лорен Шулер Доннер на съемочной площадке «Людей Икс» увидели, как раздраженный стилист по настоянию Файги распылял лак и зачесывал волосы Хью Джекмана все выше и выше, чтобы создать прическу, которая станет визитной карточкой Росомахи. «Люди часто боятся показаться глупыми или простыми, поэтому создают из всех супергероев своеобразный эталон, — говорит продюсер. — Но в комиксах персонажи обладают особой простотой — это делает их настоящими».
Страсть Файги и привлекла внимание Арада. Он нанял начинающего продюсера и отправил его в студии, которые лицензировали персонажей, чтобы контролировать интеллектуальную собственность компании и предлагать полезные заметки от лица Marvel. Файги с увлечением смотрел на режиссеров, таких как Сэм Рэйми, наблюдал за кинопроцессами и давал советы, которые иногда игнорировались. В ту пору многие из фильмов, которые Файги мог спасти, стали печально известными провалами. «Ответы всегда в книгах», — заключает он, объясняя причины неудач некоторых адаптаций.
В ту темную для Marvel пору Голливуд отвернулся от жанра супергероики. В попытках изменить ситуацию Арад и Файги наняли режиссеров для трех фильмов студии: Джона Фавро для «Железного человека», Луи Летерье для «Невероятного Халка» и Эдгара Райта для «Человека-муравья». Но, осознав, что запуск крупной франшизы предполагает большой объем работы с инфраструктурой, Ави Арад принимает решение покинуть свой пост. Так 33-летний Файги оказывается у руля независимой студии.
Как зарождалось чудо
Капитаном корабля в свободном плавании Файги был недолго. Walt Disney давно искала нишу, в которой нет места златовласым принцессам и сказочным женихам на белых скакунах. Marvel подходила на эту роль, как никто другой. Однако после совершения многомиллиардной сделки Мышиный дом не спешил давать супергероям большой бюджет, так что Файги оставалось только ждать. Тем временем затеянная азартная игра еще с Арадом окупилась: «Железный человек» получил восторженные отзывы критиков и кассовый успех, а реакция зрителей на появление Сэмюэла Л. Джексона в роли Ника Фьюри зародила в голове главного марвеловца идею единой киновселенной.
По задумке главы студии, персонаж мог появляться в одном фильме, быть главным действующим лицом второго, и в тоже время упоминаться в третьем. Такая простая связь на практике привела поклонников комиксов в небывалый восторг. После выхода истории миллиардера-филантропа Джексон подписал контракт на появление сразу в девяти проектах вселенной. Следом на больших экранах показался бог грома и молний в исполнении Криса Хемсворта. В роли патриотичного лидера, Капитана Америки, Файги упорно видел Криса Эванса. Актеру уже приходилось быть супергероем в «Фантастической четверке», но Эванс не хотел становиться заложником одной франшизы. Тем не менее в 2011 году именно он перевоплотился в центрального героя киновселенной. Когда настала очередь общего сбора мстителей, глава Marvel с гордостью заявил: «Я хочу взять ваши любимые комиксы и создать из них самую потрясающую вселенную».
После взлета бывают и падения
Несмотря на хороший старт, киновселенную все же затронули и неудачи. История о вторых похождениях Тони Старка и «Царство тьмы» Тора уже не получили таких восторженных отзывов, как первые части, а самой студии пришлось распрощаться с режиссерами Джоссом Уидоном и Эдгаром Райтом. В интервью оба не раз упоминали, что не захотели жертвовать собственным видением в угоду интересам компании. Критики утверждали, что обратной стороной успеха Marvel стало появление конкуренции: студия больше не могла удивить зрителя уникальным контентом, ведь даже Стивен Спилберг подался в адаптацию историй с картинками.
Студии пришлось пойти на риск и сменить кнут на пряник: режиссеры получили больше свободы и возможность привнести в проекты свое оригинальное видение. Детище Джеймса Ганна и «Рагнарёк» Тайки Вайтити стали фильмами, где героизм, безумство и юмор образовали органичный симбиоз, заставив поклонников вновь обратить взоры на своих героев. Однако настоящим шагом к изменениям предстоит стать первому фильму про «Черную Пантеру» и «Капитану Марвел» с Бри Ларсон.
Свобода от цепей Айзека Перлматтера
Два года назад стало известно, что отныне Marvel будет отчитываться главе правления Walt Disney Studios, Алану Хорну, минуя Айзека Перлматтера. Файги не скрывал, что с исполнительным директором Marvel Entertainment у него крайне натянутые отношения, которые зачастую мешают плодотворному сотрудничеству, а его чудачества в свое время едва не лишили франшизу золотой жилы — Роберта Дауни мл..
Перлматтер — фигура неоднозначная, но для марвеловцев довольна весомая. Именно он в далеких 90-х помог спасти Marvel Entertainment Group от банкротства, устроив ее слияние с Toy Biz Inc., совладельцем которой являлся сам. И хотя на словах семидесятипятилетний магнат полностью поддерживал автономию компании при производстве фильмов, он часто цеплялся за устаревшие стереотипы при принятии решений. Так, в 2015 году Перлматтер решил сократить производство товаров с Черной Вдовой, посчитав, что супергероини пользоваться особым спросом не будут.
Кроме того, реструктуризация компании корпорацией Уолта Диснея предполагала роспуск креативного комитета, созданного помогать в разработке фильмов вселенной. Некоторые идеи этой организации вызывали большие сомнения, например, когда комитет посчитал необходимым избавиться от музыки 70-х в «Стражах Галактики» (саундтрек, в котором представлены ретрохиты, позже станет платиновым). Стало ясно, что в отличие от преданного делу Файги, креативщики и Айзек Перлматтер заботятся лишь о получении прибыли.
До «Мстителей» и дальше
Кумиры миллионов людей собрались перед камерами для фотосессии к юбилею киновлесенной. У актеров, проложивших Marvel путь к мировому признанию, нет сомнений относительно будущего студии: «Меня переполняет радость за следующее поколение супергероев, — улыбается Йоханссон. — Внутри какое-то горькое, но в то же время светлое чувство».
Мстителям пришло время уступить место новым героям: на горизонте появился король Ваканды, а героя Тома Холланда вовсю воспитывает Роберт Дауни мл. Для Файги, как и для всей киновселенной, возвращение Человека-паука в «семью» имеет большое значение, благодаря которому, возможно, через пару лет мутанты и новые мстители смогут встать плечом к плечу.
Сейчас в резерве студии более семи тысяч персонажей, способных путешествовать куда и когда угодно, а также создавать оригинальный продукт. В 2019 году в четвертых «Мстителях» зрители столкнутся с тем, чего никогда еще не было в Marvel: они увидят финал. Но кинематографическая вселенная продолжит свое существование, а значит «чудо» еще долго не покинет своих поклонников.