Идеи успеха /
Секреты успеха Успешно пройдя эпоху Возрождения, Просвещения, выдержав индустриальную революцию и выкристаллизовавшись в модерне, мы наконец-то перешагнули в новый период. Хууух, выдохнули с облегчением. Казалось бы, консюмеризм, эпоха потребления – это же будто специально созданный для нас рай. Кажется, он придуман для сладкой неги, тут не надо ничего добиваться, ничего откусывать и жадно глотать, беспокоясь о неожиданно нахлынувшем дефиците, который может привести к голоду. Теперь-то мы прекрасно понимаем, что консюмеризм придумали люди. Потому что создан он для людей.
«Что-то мне не очень нравятся эти туфельки. Цвет у них какой-то блеклый. К тому же я не уверена, что они подойдут к моей новой сумочке,» — можешь раздумывать ты, покачиваясь на каблучке у зеркала в обувном магазине. «Подойдут, не подойдут?» — гадаешь. – «Нравятся, не нравятся?» Вопрос покупки тут не стоит. Ты их непременно купишь, сейчас ты просто решаешь важный вопрос срочной необходимости, чтобы сразу закрыть этот момент и понять: ты будешь их надевать сразу же или отложишь коробку в шкаф до других времен. Эпоха потребления сняла с нас мучительные минуты выбора. Она будто на нашей стороне, она говорит: крошка, зачем ты сейчас паришься, бери, подумаешь о важности этой покупки завтра, сегодня тебе все можно, детка, гуляем! Эпоха потребления сгладила на наших лицах жесткие морщины, которые рождала неопределенность выбора. Аллилуйя! Теперь нам не нужно выбирать – заверните мне все!
Интересно, а кто-то заметил, что окутав нас своей мягкосердечностью и доброжелательностью, консьюимеризм втихую предоставил нам счет за свои услуги? Интересно, а кто-то заметил, что мы оплачиваем этот счет ежедневно? Своими отношениями, которые иногда переходят грань гуманных и становятся клиентским террором.
В ресторан, как в гости. Или от чего иногда можно отказаться
Свой самый вкусный обед я ела в ресторане в каталонских Пиренеях. К тому времени к нему еще не доехали ревизоры со звездами Мишлен, иначе вся грудь шефа была бы увешана медальками.
«Добро пожаловать, добро пожаловать,» — радушно встречал нас персонал и усаживал за простой и основательный деревянный стол. Мы сделали заказ не без подсказки пожилого официанта, я расслабилась после длительной и утомительной дороги и положила голову на руки на столе. «Подождите,» — тут же встрепенулась. «А вы заметили, что здесь на столах нет ни соли, ни перца и даже оливкового масла нет в бутылочках, что удивительно для Средиземноморских стран.» «Кстати, да!» — оживились мои друзья. Мы тут же подозвали нашего официанта и требовательно набросились на него с вопросами, мол, а где всё, вы что так уверены в наших идентичных вкусовых потребностях? Почему вы не даете нам право вмешиваться в работу вашего шефа и корректировать ее уже по нашему усмотрению.
«Понимаете, у нас очень известный шеф-повар. Он лучший в округе!» — официант начал свою речь издалека. «И что?» — прижали мы его к стенке безапелляционным вопросом. «А то, что вы сейчас у него в гостях. Понимаете, вы пришли к нему в гости. Ведь вы же не солите-перчите-заливаете маслом то, что готовят ваши друзья или ваша мама. Вы просто доверяете их вкусам, правда? Просто доверьтесь нашему шефу. Он не подведет, он знает, как вас удивить. Вот увидите!»
Это был лучший обед в моей жизни до сегодняшнего дня. Мы были в гостях у лучшего повара. В конце нашей трапезы он вышел к нам на поклон. Это оказался пожилой поджарый каталонец с улыбкой во весь рот. Мы осыпали его осаннами и аплодисментами и пообещали непременно достучаться до Мишлена, чтобы его талант наконец-то был признан официально. Я надеюсь, что звезды к нему все-таки дошли. Потому что он правда достоин их. Он не только накормил меня изысканным обедом, но еще и научил тому, что иногда нужно расслабиться и довериться профессионалу. Я поняла, что есть люди, которые более сведущи в разных вопросах, чем я. И в отношениях зачастую важно доверие, а не стремление показать свой опыт и свою образованность.
Здесь очень отчетливо видно, где заканчивается клиентоориентированность и начинается хамство
Именно поэтому я на стороне шефов в борьбе с клиентским террором. Была до недавнего времени. Но об этом чуть позже.
«Представляешь, она попросила, чтобы из салата с лососем я убрал лосось. Может, ей еще приготовить луковый суп без лука?» — возмущается один шеф-повар в своей ленте в соцсети. И я его прекрасно понимаю. Потому что, требуя клиентоориентированности, мы капризно садимся на голову. «Буду называть это «луковый суп без лука»,» — тут же решаю я строго, пока не забегаю в кафе перекусить между встречами.
«А можно мне этот салат не посыпать арахисом, у меня на него аллергия,» — тыкаю пальчиком в меню и при этом просительно заглядываю в глаза официанту. «Это же несложно, правда?» — еще раз на всякий случай уточняю свой запрос, и как только официант удаляется, довольно утыкаюсь в свою книгу. «Постой,»- тут же останавливаю поток своих удовлетворенных мыслей. – «А как же быть с луковым супом без лука? Ты сейчас на чьей стороне, лицемерка?!»
Да, луковый суп без лука сработал. Он остановил меня и заставил задуматься. Окей, у меня аллергия на арахис, но я же видела, что он в этом салате есть – так начала я свое исследование. Почему я не заказала что-то другое? Отстаивая свою категоричность, я должна была заказать печеный картофель или борщ. Но я хотела этот салат — оправдывалась я на своем мысленном суде. Мне нравилось в нем все, все ингредиенты, кроме арахиса – как теперь быть? Мой мысленный судья задумался и поправил мантию. А потом попросил несколько часов на размышления.
Я думаю, что эпоха консьюмеризма – это индикатор наших отношений и нашей человечности. Она показывать, насколько мы готовы договариваться и идти на компромиссы. Здесь очень отчетливо видно, где заканчивается клиентоориентированность и начинается хамство. Как с одной, так и с другой стороны. Это очень тонкая грань, очень тонкая. Но нам все же нужно учиться не переступать ее. Как с одной, так и с другой стороны. Кто-то один должен сделать шаг назад, чтобы общение не переросло в схватку. Если ты понимаешь, что из всего предложенного, тебе ничего не подходит, не заходи на чужую кухню, а обей дома. И опять же, если ты видишь, что тебе несложно пойти человеку навстречу и убрать из хачапури сыр, только бы он был счастлив, сделай это. Единожды, корона с тебя не спадет. Все очень непросто, в общем.
Автор: Анна Иваненко