Сегодня 40 лет исполняется «Осеннему марафону» Георгия Данелии. Культовый фильм по пьесе Александра Володина с Олегом Басилашвили, Натальей Гундаревой и Мариной Нееловой в главных ролях вышел на экраны на рубеже 70-80-х годов и представил зрителям колоритный портрет человека той эпохи, внутренние переживания которого близки и понятны нам и сейчас.
Драматург Александр Володин, написав автобиографичную пьесу «Горестная жизнь плута», осознал, что вышла-то не совсем комедия. Экранизировать историю должен был режиссер, который смог бы отразить глубину, скрытую за комичными жизненными перипетиями. Он обратился к Георгию Данелии, но тот решил отдать сценарий молодым кинематографистам. Однако Володин настоял — фильм должен снимать зрелый мастер. Тогда Георгий Николаевич передал сценарий Павлу Арсенову, но в нем драматург не увидел надлежащего интереса к своему детищу, и история снова вернулась к Данелии.
Георгий Николаевич был уверен, что «материал не его», что главная роль, написанная специально для Басилашвили, тому не подходит. Хитростью приведенный на пробы Олег Валерианович и при личной встрече не смог изменить мнение режиссера: «Сидит напротив меня красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом сорокалетний мужчина. Конечно, он не годится на скромного, беспомощного и безвольного Бузыкина». Но после проб Георгия Николаевича попросили подвезти актера. «Он вышел на Маросейке у аптеки (там жила его мама), а мы проехали метров пятьдесят, и машина остановилась на красном светофоре. Я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу — сутулый человек, и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар», — будет вспоминать режиссер. Так после этой непостановочной сцены Олег Басилашвили был утвержден на главную роль.
Андрей Бузыкин — талантливый переводчик, преподаватель. Он та самая интеллигенция, болтающаяся посреди безвременья 70-х. Бузыкин женат, у него есть взрослая дочь, молодая любовница, сосед-алкоголик, друг-переводчик из Дании и бездарная университетская подруга. Всех их герой любит, всем старается угодить, только в плену собственной безотказности он глубоко несчастен. Пробегая свой ежедневный «марафон», он безуспешно пытается догнать собственную жизнь: еще немного, еще чуть-чуть, и я выдохну, я начну жить. Однако марафон оказывается банальным бегом по кругу, а фильм становится памятником человеческой уязвимости. Это о наших хрупких душах. О нас, переживающих, сомневающихся, ищущих…
В какой-то момент история захватила и Данелию. Он считал Александра Володина лучшим советским драматургом, получал огромное удовольствие от его текстов. Но энтузиазма добавило именно желание копнуть глубже — порассуждать на тему мужской природы, кризиса среднего возраста и, конечно, своих собственных противоречий. «Володин написал сценарий о себе, а я, сознаюсь, снимал эту историю про себя», — признается потом режиссер.
Георгий Данелия впервые позволил мужчине проявить на экране свои слабости (тему продолжит несколько лет спустя в своих картинах Роман Балаян). Пропала необходимость махать шашками, спасая себя, свои семьи и заодно все человечество. Теперь мужская природа, отполированная годами общественных установок, смогла явить свои шероховатости и нюансы. Герой получил право на сомнения, неуверенность, усталость. Бузыкин сдался перед жизнью, ссутулил спину и с рабской покорностью принял навязанные ему условия. Он не возражает начальнику, когда тот сворачивает его хорошие переводы только потому, что автор уже не актуален, не отказывает соседу, пришедшему выпить, не отвечает честно даже самому себе на вопросы о чувствах к жене и к любовнице. Может, потому что его собственные желания затерялись где-то среди понятий «долг», «обязательства», «традиции», среди того, чему научили семья и школа?
«Бузыкин мой, Андрей Павлович, — одна из самых дорогих мне ролей. Благодаря Георгию Николаевичу, с его помощью, а подчас и при его диктате пришлось мне посмотреть на себя со стороны, заглянуть себе в душу. Нет, не о любовном треугольнике идет речь, а о своем месте в жизни, о конформизме, свойственном каждому советскому человеку, об интеллигентном неумении сказать, когда необходимо, "нет!" или, в противном случае, "да!", о трагедии самоуничтожения, о невозможности измениться…», — говорит о своей роли Олег Басилашвили. Олег Валерианович не преувеличивал, диктатура Данелии на площадке была. Архитектор по образованию, он был поразительно точен и внимателен к деталям.
В итоге картина получилась удивительно гармоничной по своей композиции, недаром ее и сегодня изучают в западных киношколах. Скрупулезен он был и в работе с актерскими образами. Режиссер плавно и постепенно раскрывает нам Бузыкина — все-таки марафон, а не бег на короткие дистанции. А вот второстепенные герои яркими вспышками проносятся по пути его следования. Их образы, пожалуй, даже утрированы, что заставляет зрителя чувствовать их острее. Уставшая от такой жизни, подчеркнуто скучная супруга главного героя Нина в исполнении Натальи Гундаревой. Пытающаяся уживаться со своей ролью любовница Аллочка, умело манипулирующая «там же ничего нельзя, а здесь все можно», которую сыграла Марина Неелова.
Евгений Леонов за роль неподражаемого соседа Василия Игнатьевича получил премию итальянских журналистов на Венецианском кинофестивале. За тот небольшой промежуток, что был отведен ему в картине, он успел поведать и о загадочной русской душе, и о философии наших застолий. «Тостуемый пьет до дна», «Хорошо сидим!», «Не тот лес, не тот», — практически все реплики персонажа ушли в народ. Удивительно, что сыграть Леонов должен был соседа не Бузыкина, а Аллочки. К счастью, этого не случилось. Роль фронтовика дяди Коли, человека старой закалки блистательно исполнил Николай Крючков. Спокойный, уверенный, твердый. Для него все предельно просто, он лишен бузыкинских сомнений. Если ты вышел из туалета — вымой руки, если спишь с женщиной — женись на ней. Такая вот бытовая лирика, за которой спрятана целая философия.
«Осенний марафон» стал символичным окончанием уходящей эпохи. Андрей Бузыкин вобрал в себя все переживания, которые витали в воздухе того времени. Помните, как каких-то пятнадцать лет назад резво бежал вверх по эскалатору метростроевец Коля в картине «Я шагаю по Москве»? И как теперь сутуло, с поникшей головой бредет по нему Бузыкин… Горькая насмешка над жизнью от Георгия Данелии.