Дартс (от англ. darts — «дротики») — игра, точнее, совокупность игр, в которых игроки метают дротики (длина — не более 30,5 см, вес — не более 50 гр.) в круглую мишень 451 мм в диаметре, закрепленную на высоте 1,73 метра от пола. Она разделена на 20 секций (чаще всего черного и желтого (белого) цвета), каждой из которых присвоено число от 1 до 20. Центр мишени, именуемый «яблочко» (англ. bull’s-eye), окрашен в красный цвет (попадание в него приносит игроку 50 очков), вокруг него — кольцо зеленого цвета (25 очков). Также на мишени есть два узких кольца зеленого и красного цветов. Внешнее именуется «дабл» (от англ. double — «удваивать») и означает удвоение числа сектора, внутреннее называется «требл» (от англ. treble — «утраивать»), означает утроение числа.
Если дротик попадает в пространство за внешним кольцом — это не приносит игроку очков. Спортсмены находятся на расстоянии 2,37 м от мишени.
Зародилась эта игра на Британских островах. Первое упоминание о ней датировано 1314 годом. Долгое время в дартс играли только жители туманного Альбиона и Америки, но в середине XIX века эта игра получила более широкое распространение.
В наши дни это не только традиционная забава в пабах многих стран (Великобритании, США, Нидерландов и т.д.), но и вид спорта.
В 1927 году состоялся первый официальный турнир по дартсу, а после учреждения в 1992 году профессиональной дартс корпорации (Professional Darts Corporation, PDC), вначале именовавшейся Мировым дартс советом (World Darts Council, WDC) стали проводиться состязания мирового уровня (чемпионаты Мира, World Matchplay, Grand Prix и т.д.).
Название «дартс» происходит от слова «дротик».
О происхождении названия данной игры до сих пор ведутся споры. По одной из версий слово «дартс» происходит от английского слова dartboard («мишень для игры в дротики»), составленного из dart — «пронзать» и board — «доска». Согласно другой версии, название игры происходит от слов dart и butt («бочка») или butts («мишень») — ведь поначалу мишенью для игры в дартс служило дно бочки.
Дартс возник среди солдат, бросавших короткие стрелы в днище бочки или спиленный ствол дерева (при этом расходившиеся в сухом дереве трещины образовывали сектора).
Это лишь одна из версий появления данной игры. Существует мнение, что дартс придумали охотники, которые проверяли луки и стрелы, сидя в одном из пабов. Приладив хвост к наконечникам сломавшихся в процессе проверки стрел, охотники стали бросать их в висевшую на стене бычью шкуру (по другой версии — в днище опустевшей бочки для вина), соревнуясь в меткости. Согласно другой легенде, дартс был придуман одним из королей Англии, супруга которого из-за болезни не смогла принять участие в охоте. Желая утешить королеву, монарх предложил ей скоротать время, бросая укороченные стрелы в шкуру быка, висящую на одной из стен замка.
В дартс можно играть в любой одежде.
Нет, к экипировке игроков предъявляется немало требований. Во-первых, джинсы или другая одежда, классифицируемая как «джинсовый стиль» (например, джинсовые или вельветовые рубашки) строго запрещается. Во-вторых, не разрешается ношение каких-либо головных уборов (это правило не касается сикхов). В-третьих, форма игроков должна быть признана БДО. Кроме того, нельзя надевать жилетки или свитера поверх клубной (национальной) формы. Нарушение вышеупомянутых требований влечет за собой отстранение игрока от участия в соревнованиях.
Существует немало разновидностей игры в дартс.
Да, это так. Например, для разминки дартсмены могут сыграть в «Булл» — засчитываются только попадания в «яблочко» и зеленое кольцо вокруг центра мишени.
• «Хоккей» — для того, чтобы начать набирать очки («шайбы»), начисляющиеся игроку при попадании в удвоение избранных им самим секторов, спортсмен должен вначале попасть в булл хотя бы одним из 3 дротиков. В противном случае ход переходит к сопернику.
• В «Раунде удвоений» учитываются только попадания в удвоения всех секторов по очереди. Кто потратит на это наименьшее количество дротиков, тот и считается победителем.
• В игре «301» («501», «1001», «2001») каждый игрок начинает лэг (пять лэгов составляют сет, для выигрыша в котором игрок должен одержать победу в 3 лэгах) с 301 (501, 1001, 2001) очка, задача состязающихся — достичь счета 0, завершив игру обязательным броском в «яблочко» или «удвоение». По таким же правилам ведется игра «7 жизней», с одним отличием — если игрок набирает меньше очков, чем соперник — у него «сгорает» 1 жизнь. Когда лимит «жизней» исчерпан — спортсмен выбывает из игры.
• В игре «27» изначально игроки также получают определенное количество очков (27) и перед ними ставится определенная задача: поразить первыми тремя дротиками «удвоение» первого сектора (каждое попадание дает 2 очка), если спортсмен промахивается — 2 очка вычитаются из 27. В следующем лэге нужно попасть в «удвоение» сектора 2, причем каждое попадание теперь приносит 4 очка, а при промахе очки опять же вычитаются из 27 и т.д. Если у игрока остается меньше единицы — он выбывает из состязаний, а выигрывает тот, у которого при броске в «удвоение» сектора 20 осталось максимальное количество очков.
• «Тысяча» — задача игроков — набрать 1000 очков (действует правило перебора), причем учитываются только попадания в «зеленое кольцо» или в «яблочко».
• В «Раунде» состязающиеся должны поочередно попасть в сектора от 1 до 20, потом — в «удвоение» и «утроение» двадцатого сектора и, в завершении — в «яблочко» (это приносит игроку победу). Подобные правила действуют в игре «Around the clock».
• В «Большом раунде», ведущемся по сходным правилам, выигрывает дартсмен, набравший наибольшее количество очков. «Shanghai» также ставит перед игроками задачу поочередного попадания в секторы от 1 по 9 (попадание в сектор дает 1 очко, в «удвоение» — 2, в «утроение» — 3, поочередное попадание в указанные части мишени приносит дополнительные 6 очков).
• В варианте игры, именуемом «Все пятерки» цель игроков — набрать максимально возможное количество очков, кратное 5 (серия бросков, давшая число, не делящееся на 5, попросту не засчитывается). Причем попадание в сектор 5 дает 1 очко, 10 — 2 очка и т.д. Побеждает тот, кто набирает первым 51 очко.
• «Пять жизней» — игра названа так потому, что каждый играющий может ошибаться не более 5 раз. Главная задача — набрать больше очков, чем имеет предыдущий игрок (исключение — 180 очков).
• «Сектор 20» — засчитываются попадания только в указанный сектор. Причем каждый игрок выполняет 10 серий бросков по 3 дротика (всего 30 бросков), стараясь набрать максимальное количество очков («удвоение» сектора 20 дает 20 очков, «утроение» — 60).
• «Диаметр» — задача игроков — выстроить дротики по любой воображаемой прямой, соединяющей два противоположных сектора мишени. Например, «удвоение» сектора 14, «утроение» сектора 14, «зеленое кольцо» или «яблочко», «утроение» сектора 10, «удвоение» сектора 10. Победителем считается тот, кто первым справится с поставленной задачей.
• «Крикет» — очки начисляются лишь с того момента, когда игрок «закрыл» сектор, т.е. попал в него трижды (либо попал в «утроение» или в «удвоение» и один раз — в нужный сектор). Участвуют в игре такие сектора: «яблочко», 15, 16, 17, 18, 19, 20. Побеждает тот, кто первым закрывает вышеуказанные сектора, набирая при этом большее количество очков. Подобным же образом ведется состязание в игре «Halve-it».
• «Baseball» — игроки стараются набрать максимальное количество очков в 9 раундах, бросая по 3 дротика в сектора с 1 по 9 (т.е. вначале только в 1 сектор, затем — во второй и т.д.).
• Существуют также состязания, в которых используются несколько видов дартса. Таков, например, «Британский пентатлон» — четное количество игроков (оптимальный вариант — 20 игроков примерно равных по уровню мастерства, состязающихся на 10 мишенях — по 1 на 2 игроков). Вначале играется 2 лэга «501», потом — 1 лэг «1001», 1 лэг «2001», далее — «Shanghai» с 1 по 9 сектор, «Halve-it» и, наконец, «Двойной раунд» с первого до двадцатого сектора.