Грандиозный финал великой трилогии. «Возвращению короля» — 20! | IiNews

В декабре 2001 года режиссер Питер Джексон собрал Братство Кольца и пригласил зрителей в удивительный мир Средиземья. Еще через год он показал огромные армии двух крепостей, снабдил хоббитов невероятным компьютерным провожатым и снял, пожалуй, лучшую ночную баталию за все время существования кинематографа. В конце 2003 года Джексон должен был поднять планку качества еще один раз и выпустить на экраны заключительную часть «Властелина колец». Сегодня исполнятся 20 лет со дня начала широкого кинопроката «Возвращения короля».

Основной производственный этап саги прошел с 11 октября 1999-го по 22 декабря 2000-го. После этого съемочная команда на протяжении трех лет собиралась на пару месяцев для создания дополнительных сцен к каждой части трилогии. Некоторые из этих фрагментов попали в театральные версии фильмов, а другие были припасены для еще более эпичных режиссерских вариантов. Главная сложность при досъемках «Возвращения короля» заключалась в том, что к 2003 году многие декорации убрали на склад.

Когда Джексону потребовалось переработать сцену на Роковой горе, он не стал собирать заново даже часть вулкана. Поскольку Энди Серкис работал в костюме для захвата движений, фрагменты с Голлумом сняли прямо у постановщика дома. Питер создал в гостиной небольшую полосу препятствий, а эксперты Weta записали на компьютер все нужные данные с датчиков Серкиса. Цифровому отделу компании осталось лишь совместить захваченные движения с отснятыми ранее сценами. Остальные досъемки прошли на одной из веллингтонских парковок. Из-за многообразия сцен она превратилась в настоящий калейдоскоп Средиземья: всего за пару минут участники съемочной группы могли побывать в Шире, Рохане, Мордоре и Минас Тирите.

Белый город

Поклонники творчества Дж.Р.Р. Толкина с нетерпением ждали премьеры триквела, ведь он сулил долгожданное путешествие в столицу Гондора. Минас Тирит уже мелькал в предыдущих частях трилогии, но тогда Джексон не стал показывать его главные достопримечательности. Режиссер не подвел фанатов Профессора: как и в случае с «Братством Кольца» и «Двумя крепостями», Джексон ориентировался в первую очередь на иллюстрации Алана Ли и Джона Хоу. Авторы рисунков ко множеству книг о Средиземье охотно отозвались на предложение поучаствовать в создании кинотрилогии и оказали неоценимую помощь художникам Weta.

На основе изображений Ли и Хоу неподалеку от Веллингтона построили декорации ключевых локаций Минас Тирита. Чтобы сэкономить время и средства, команда проекта возвела город прямо поверх уже ненужной к тому времени Хельмовой Пади. Результат поражал воображение. Декорации были настолько большими, что в них можно было заблудиться.

Величие «Властелина колец» во многом обеспечило то, что авторы трилогии были фантастически внимательны к мелочам. Дизайн Минас Тирита был вдохновлен сразу несколькими средневековыми городами. При следующем просмотре «Возвращения короля» читатели LostFilm.INFO могут обратить внимание, что некоторые здания украшают специальные знаки гильдий. Все, как могло бы быть в реальном городе Средневековья. В подобном месте также вполне могли быть проблемы с крысами. Ни один зритель не задался бы этим вопросом во время просмотра, но для правдоподобности авторы фильма создали на одной из улочек Минас Тирита лавку крысолова. Чтобы она выглядела максимально аутентично, над входом повесили фальшивые чучела пойманных грызунов.

Поскольку речь шла о штурме города силами зла, эксперты Weta построили сразу два варианта массивных восьмиметровых ворот. Первый использовался для сцен в начале нападения, ну а по второму как следует прошлись Грондом.

Чтобы сократить время на переезды, часть декорации для интерьерных сцен построили на закрытой веллингтонской фабрике. Декораторы могли бы сэкономить время, возведя троны короля и наместника из каких-нибудь легких для обработки материалов, но они решили подчеркнуть величие главного зала Минас Тирита и изготовили кресла из камня. Немало сил ушло и на создание доспехов гондорской армии. При дизайне брони художники ориентировались на гравюры с изображениями итальянских и немецких солдат XVI века. Работа костюмеров и кузнецов заслуживает всех возможных наград: даже пряжки на ремнях воинов были выполнены вручную, а не сделаны на конвейере.

Для общих видов Минас Тирита уже по традиции использовались невероятно детализированные миниатюры студии Weta. Читатели наших предыдущих статей о создании «Властелина колец» помнят, что эти модели носили такое название исключительно из-за соотношения с реальными размерами крепостей. На самом деле одна из использовавшихся миниатюр города достигала семи метров в высоту и 6,5 м в диаметре.

Королевские дары

Тронный зал Минас Тирита был настолько огромен, что создателям фильма не хватило места в обычном съемочном павильоне. В итоге им пришлось арендовать портовый склад. Когда строители возвели зал, стало понятно, что даже этого места недостаточно. Между стеной склада и декорациями остался лишь узкий проход, в который уже не входили осветительные приборы. К счастью, работа над трилогией объединила, кажется, всю Новую Зеландию. Владельцы склада разрешили испортить свое имущество и дали прорезать дыры в стенах, чтобы авторы фильма повесили освещение снаружи здания. Благодаря такому красивому жесту тронный зал в фильме выглядит огромным и хорошо освещенным.

В сценарии не было ни одной сцены, в которой наместник Гондора обнажает свой меч. Тем не менее создатели фильма в очередной раз проявили уникальное внимание в мелочам. Они могли бы изготовить только роскошную рукоять, но выковали весь клинок целиком. Джон Ноубл признался, что наличие настоящего меча на поясе помогло еще лучше вжиться в образ Денетора. Оружие также стало прекрасным подарком по случаю завершения съемок. Мечи своих персонажей также забрали домой Иэн МакКеллен, Вигго Мортенсен и исполнители ролей хоббитов. Лив Тайлер получила в дар одно из роскошных платьев Арвен, а Элайджа Вуд и Энди Серкис — кольца всевластия. Любопытно, что в течение долгого времени оба актера думали, что являются единственными владельцами того самого золотого колечка. В действительности Питер Джексон распорядился изготовить для исполнителей ролей Фродо и Голлума две одинаковые копии ценного реквизита.

По улицам слона возили

Эпичный размах сражения на Пелленорских полях усилили мумакилы. Напоминающих слонов исполинов создали благодаря достигшей невероятных высот компьютерной графике. В один прекрасный день в офис Weta заглянул Джексон, который сказал, что для некоторых сцен ему потребуется полноразмерный поверженный мумак. Сотрудники Weta в шоке переглянулись, но руководитель студии Ричард Тэйлор пожал плечами и сказал: «Сделаем». Работа началась с создания стоящей на четырех ногах полуметровой пластилиновой модели. Придя на очередную инспекцию в художественный отдел, Тейлор неожиданно поднял мумака и к ужасу присутствующих бросил того на пол. Пластилин сложился именно так, как если бы речь шла о падении реального слона. Получив правдоподобную модель погибшего гиганта, эксперты Weta начали изготавливать полномасштабный макет.

На работу ушло шесть недель. Итоговый вариант оказался настолько огромным, что его пришлось разделить на несколько частей. К тому времени жители Веллингтона уже привыкли к кинематографическим чудесам, но даже для них стало сюрпризом, когда по улицам города проехали 15 грузовиков с бивнями, телом и ушами мумака. После сборки модели в нее воткнули 600 стрел и копий. Когда на съемки приехал Джексон, он то ли в шутку, то ли всерьез заявил: «Я думал, туша окажется еще больше». На тот момент это была крупнейшая единица реквизита в мировой киноистории. Благодаря операторским трюкам и разным углам съемки эту модель использовали как в общих батальных сценах, так и в поединке Эовин с Королем-чародеем.

Бестиарий Профессора

Изначально в фильме использовалась другая модель шлема предводителя назгулов. Просмотрев отснятый материал, Джексон заметил, что дизайн Короля-чародея напоминает Саурона. Зрителям могло показаться, что на Пеленнорские поля прибыл сам Темный властелин. Эксперты Weta тут же предложили несколько новых вариантов дизайна. Режиссер остановил выбор на шлеме, центральный шип которого напоминал пику.

По ходу работы также сменился внешний вид Глашатая Саурона. В шлеме имелась прорезь только для рта, поэтому Брюс Спенс не видел, куда направлять лошадь. Та оказалась не рада встрече с другими четвероногими актерами и начала брыкаться. К счастью, дело не закончилось травмами: во время нескольких напряженных дублей Спенс каждый раз чудом удерживался в седле.

При монтаже фильма Джексону захотелось сделать Глашатая еще более страшным. Режиссер хотел обработать изображение на компьютере и показать рот злодея не горизонтальным, а вертикальным. Питер посмотрел тестовый материал и выдал другую идею: уста антагониста остались в прежнем положении, но увеличились в два раза. Так персонаж стал выглядеть куда более жутким.

В битве у Черных врат Арагорн должен был сразиться с самим Сауроном. Эти сцены даже отсняли, но в итоге Джексон решил, что поклонники Толкина сочтут подобную баталию перебором. Режиссер не стал лишать Арагорна заслуженной минуты славы: эксперты по CGI нарисовали поверх Саурона могучего тролля. Переработке также подвергли сцену сражения Фродо и Голлума. В первом варианте казалось, что хоббит столкнул соперника вниз предумышленно. Фрагмент пересняли так, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что герои свалились с уступа в борьбе.

Джеймс Кэмерон однажды сказал, что съемки кино — это лучшая терапия. С этими словами наверняка согласится Питер Джексон. Режиссер с раннего детства страдает арахнофобией. Питеру пришлось взглянуть страху в глаза, когда он начал работать над сценами с Шелоб. Художники Weta создали так много вариантов зловещей морды паучихи, что у Джексона буквально разбегались глаза. Режиссер не смог выбрать лучшую иллюстрацию. Вместо этого он привел в офис Weta своих детей и попросил указать на самую страшную картинку.

Прощание со Средиземьем

Сцена отплытия Фродо в Валинор далась актерам нелегко. Четверка хоббитов расплакалась на самом деле. Когда Джексон приступил к монтажу, он обнаружили, что костюм Сэма отличается от той одежды, в которой Шон Эстин появился в предыдущем фрагменте. Сцену пришлось переработать во время досъемок. Актеры вновь разыграли трогательное прощание с Фродо. Только они разошлись по своим трейлерам, как со съемочной площадки пришла печальная новость — пленка с только что снятой сценой оказалось испорченной. Напряженный эмоциональный фрагмент пришлось переигрывать в третий раз.

От многочисленных дублей также настрадались актеры, участвовавшие в работе над сценой атаки Рохана. В массовку позвали почти две сотни всадников со всех уголков Новой Зеландии. Остальных воинов должны были добавить с помощью компьютерной графики. Всего в фильме оказалось около полутора тысяч сцен с CGI. Это в два раза больше, чем было в «Двух крепостях». Столь значительное увеличение CG-персонажей вполне объяснимо. Если в битве за Хельмову Падь участвовали 10 тыс. орков, то на Пеленнорские поля прибыли уже 200 тыс. воинов Саурона. Джексон хотел добиться идеального кадра во фрагменте, когда роханцы срываются с места и начинают атаку.

Режиссеру потребовалось несколько десятков дублей, в перерыве между которыми всей армии Теодена приходилось возвращаться на стартовые позиции. С учетом съемок с разных камер у Питера получилось 2,5 часа только одной этой сцены. В финальную версию фильма попали лишь 1,5 минуты самого впечатляющего материала. Успех «Возвращения короля» в очередной раз поднял вопрос о необходимости вручения «Оскара» за постановку трюков. Сцена конной атаки стала одним из лучших примеров выдающейся каскадерской работы. Кони неслись на полной скорости, поэтому изображавшие орков трюкачи подвергали себя реальной опасности и должны были реагировать на происходящее в долю секунды.

Монтаж фильма оказался столь же сложен, как и сами съемки. Джексон проявил прозорливость и сразу решил, что монтировать все три части трилогии будут разные люди. При работе над первым фильмом ему помогал Джон Гилберт, сиквел создавался под контролем Майкла Хортона, а при создании «Возвращения короля» Питер смог рассчитывать на своего старого друга и постоянного коллаборатора Джэми Селкирка. Постпродакшен начался еще в ноябре 2002-го. Через несколько месяцев создатели фильма подготовили черновую версию фильма длительностью в 4,5 часа. Студия настояла на сокращении хронометража. В результате к декабрю 2003 года Джексон остановился на варианте с продолжительностью в 3 часа 21 минуту.

Режиссеру пришлось пожертвовать сразу несколькими важными сценами. Так, из театральной версии фильма пропал фрагмент с Саруманом. Кристофер Ли остался разочарован тем, что судьба его персонажа решилась за кадром, и всерьез обиделся на Джексона. К счастью, конфликт удалось погасить. Сначала Питер использовал сцену в режиссерской версии триквела, а затем и вовсе окончательно помирился с Ли, пригласив последнего в актерский состав «Хоббита».

Из-за разницы в росте персонажей многие фрагменты с хоббитами снимались на синем экране и добавлялись в кадр на постпродакшене. Именно так произошло со сценой коронации Арагорна. Основная работа шла с участием высоких персонажей. Четверку хоббитов, перед которой кланяются благодарные жители Гондора, снимали немного позже. Работа на синем фоне не требовала присутствия остальных звезд трилогии, но Вигго Мортенсен все-таки заглянул на съемки этой сцены. Исполнитель роли Арагорна встал за кадром, надел на голову бумажную корону и лично поклонился перед четверкой актеров, сыгравших отважных полуросликов.

Спасибо, Новая Зеландия

Джексон хотел, чтобы заключительный фильм трилогии вышел идеальным. Неудивительно, что последние рабочие месяцы превратились в напряженную гонку со временем. До финальной сдачи картины оставалось пять недель, а экспертам Weta нужно было закончить столько же сцен с компьютерной графикой, сколько было во всем первом фильме. Чтобы ускорить обработку кадров, компании пришлось делать пристройку к основному зданию и размещать там дополнительные процессоры. Из-за сложного монтажа практически до самой премьеры также кипела работа над сведением звука и записью саундтрека. Сдачу картины в нужный срок обеспечили невидимые и редко воспеваемые герои кинематографа: закадровой команде проекта пришлось на несколько месяцев забыть о семьях, личных делах и выходных днях. Цейтнот был настолько сильным, что Джексон отправил пленку в тираж, так и не успев посмотреть фильм от начала до конца. Режиссеру, как и миллионам обычных зрителей, пришлось ждать выхода «Возвращения короля» в кинотеатрах.

Чтобы отблагодарить жителей Новой Зеландии за помощь в работе над трилогией, студия New Line провела мировую премьеру в Веллингтоне. Она состоялась 1 декабря 2003 года. Здание кинотеатра Embassy Theatre украсила громадная фигура предводителя назгулов, а на улицы города вывалили десятки тысяч людей. По самым скромным подсчетам, встречать команду «Властелина колец» в тот день вышел каждый четвертый житель Веллингтона. Стало понятно, что ажиотаж вокруг «Возвращения короля» просто огромен.

Через пару недель блокбастер начал широкий прокат. В конце февраля 2004 года он стал вторым в истории фильмом после «Титаника», которому покорился миллиард долларов в международном бокс-офисе. Итоговые сборы триквела составили $1,147 млрд. Если принять во внимание доходы от продаж фильмов на DVD и релиза подарочных режиссерских изданий, трилогия принесла New Line Cinema более $6 млрд при $300-миллионных вложениях в производство.

Волшебный вечер

Благодаря успеху двух предыдущих частей студия смогла увеличить бюджет на оскаровскую кампанию фильма. Нельзя сказать, что сезон раздачи наград складывался для триквела идеально. На счету «Возвращения короля» оказались весьма скромные четыре номинации на «Золотой глобус», а Национальный совет кинокритиков и вовсе допустил какое-то святотатство, не включив фэнтезийный блокбастер в десятку лучших картин года. Момент истины настал 27 января 2004 года, когда своих номинантов представила Американская академия кинематографических искусств и наук. Авторы трилогии смогли выдохнуть: лента оказалась представлена в 11 категориях. Несмотря на это, продюсеры расстроились из-за отсутствия хотя бы одной актерской номинации. New Line активно продвигала кандидатуры Вигго Мортенсена и Иэна МакКеллена, но академики заполнили списки в категориях для актеров первого и второго плана другими именами.

29 февраля команда «Возвращения короля» прибыла в кинотеатр Kodak на 76-ю ежегодную церемонию вручения премии «Оскар». «Мы и так были в восторге, а нас еще и посадили неподалеку от Принса, — вспоминает Доминик Монаган. — Он сидел на один ряд впереди нас. Во время одной из первых рекламных пауз прямо мимо меня прошла Анджелина Джоли. Я сказал Шону Эстину: "Боже, какая она красивая". Он ответил: "Подойди, поговори с ней". А я говорю: "Нет. Ты с ума сошел?"».

«В тот вечер я познакомился с Одри Тоту, — добавил Элайджа Вуд. — Мы с ней пообщались за кулисами. Кажется, она не поняла ни слова из того, что я говорил». Пока актеры заводили приятные знакомства, команда блокбастера начала выигрывать первые технические награды. «Я испытывал огромную радость каждый раз, когда после вскрытия конверта назывались знакомые мне имена, — признался Питер Джексон — Это было прекрасно, но с каждой новой победой напряжение нарастало».

«Некоторые называют церемонии вручения "Оскара" скучными, — сказал Моганан. — К черту таких людей. Мы выиграли 14 статуэток! Ну, ладно-ладно. Не 14, а 11. Но мне точно должны были дать награды за лучшую прическу и самый стильный костюм». «Возвращение короля» набрало такой крейсерский ход, что поднявшиеся за «Оскаром» за лучший иностранный фильм года продюсеры «Нашествия варваров» выдали лучшую шутку вечера: «Нам сказочно повезло, что "Властелин колец" не был заявлен в нашей категории».

«Я был особенно рад, когда Питер получил приз за лучшую режиссуру, — сказал Элайджа Вуд. — Фильм стал плодом работы тысяч людей, но важнейшую роль в его реализации сыграло уникальное видение Джексона. Мы больше всего хотели, чтобы он выиграл именно в категории для режиссеров».

После 3 часов и 40 минут постоянного напряжения и искренней радости от побед дело дошло до финального приза вечера — «Оскара» за лучший фильм года. К тому времени любители статистики уже поняли, что дело может закончиться повторением кинорекорда «Титаника» и «Бен-Гура», собравших по 11 наград в рамках одной церемонии. На сцену поднялся легендарный Стивен Спилберг. Было бы великой несправедливостью, если бы в конверте с именем победителя оказалось какое-то другое название. К счастью для всех поклонников фэнтези, «Возвращение короля» закончило идеальный вечер одиннадцатью из одиннадцати возможных статуэток. Предыдущий рекорд по числу побед в каждой из заявленных номинаций принадлежал «Жижи» и «Последнему императору», выигравшим по девять призов.

«После завершения церемонии мы сходили на вечеринку, организованную фанатским сообществом The One Ring, — вспоминает Иэн МакКеллен. — Потом нас ждали еще несколько мероприятий. Шампанское лилось рекой. Это был прекрасный подарок всей киноиндустрии Новой Зеландии, которая смогла выиграть на той церемонии столько же "Оскаров", сколько все вместе взятые голливудские фильмы. В чем заключается главный секрет "Властелина колец"? Кто-то скажет, что дело в уникальном размахе, объединившем 25 тысяч людей по обе стороны камеры. Другие отметят сочетание традиционного повествования с передовыми технологиями. Третьи назовут в первую очередь красоты Новой Зеландии. Мой ответ прост. В свое время Дж.Р.Р. Толкин создал по-настоящему удивительный мир. Питер Джексон помог поверить в его существование».

История на века

В ноябре 1995 года Джексон позвонил своему агенту и попросил узнать, кому принадлежат права на экранизацию «Властелина колец». Так началась многолетняя история создания одной из величайших трилогий в истории кинематографа. Джексон не был бы Джексоном, если бы даже после триумфа на «Оскаре — 2004» не снял одну дополнительную сцену для расширенной версии фильма. В театральном варианте «Возвращения короля» Арагорн, Гимли и Леголас пробираются сквозь падающие черепа. Джексон решил усилить сцену. Мечтавшим о заслуженном отдыхе экспертам Weta пришлось на пару дней отложить отпуска и изготовить несколько дополнительных копий черепов. На основных съемках использовалось сотни полномасштабным макетов для сцен с участием актеров, а также 80 тыс. мелких черепов для съемки дальним планом. На сей раз Джексону потребовалось всего несколько лишних моделей для возникшей в его голове дополнительной сцены. После окончания досъемок он пошутил, что стал первым режиссером в истории, который работает над уже выигравшей «Оскар» картиной.

После нескольких лет работы, 17 выигранных «Оскаров», 70 тыс. пошитых костюмов, десятков слепленных миниатюр, построенного на натуре Шира, изобретения революционных компьютерных эффектов и блестящего выступления в международном прокате путешествие в Средиземье было закончено. Каждый поклонник «Властелина колец» просто обязан хотя бы раз досмотреть до конца финальные титры «Возвращения короля», чтобы отдать дань уважения тем тысячам людей, которые тратили свои силы, нервы, талант и безграничную фантазию на создание этих картин — от рисковавших жизнями каскадеров до работников кухни, которые вставали в 4 утра, чтобы накормить ораву актеров, статистов и участников съемочной группы. Выдающаяся работа окупила себя. Новая Зеландия стала желанным местом для съемок, кинокарьеры звезд трилогии пошли в гору, а студия Weta превратилась в одного из мировых лидеров в области спецэффектов, костюмов и грима.

Еще на премьере первой части франшизы Джон Рис-Дэвис сказал: «Когда через 20 лет зрители начнут оглядываться назад и вспоминать "Властелина колец", они будут говорить: "Это один из десяти величайших кинематографических опытов в моей жизни"». Слова оказались пророческими. Двадцать лет пролетели как один день, а трилогия Джексона не утратила ни толики своего величия. У каждого поклонника «Властелина колец» наверняка связано с этими фильмами множество ярких, светлых и теплых воспоминаний. И они обязательно будут множиться при каждом новом просмотре трилогии. Кто знает, возможно, мы больше никогда не увидим картин такого масштаба и проработки.

Бюджеты блокбастеров растут, но с каждым годом становится все сложнее и сложнее представить, что студии вернутся к строительству миниатюр, съемкам на натуре, практическим трюкам, ювелирной ручной работе и поиску талантливых художников со всего света. В этой связи «Властелина колец» можно назвать памятником не только своего времени, но и всего настоящего и искреннего кинематографа в целом. Трилогия Джексона — это действительно история на века, десять часов чистейшей экранной магии и лучшее напоминание о том, что даже в самые темные времена нужно хранить в сердце надежду, смелость и доброту.

источник

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !