Де-факто и почти во всех других мыслимых отношениях Фрэнсис МакДорманд — кинозвезда. Одна из величайших ныне живущих актрис, за свою 40-летнюю карьеру она удостоилась шести номинаций на «Оскар» и четыре из них выиграла (в том числе как продюсер). Она замужем за кинорежиссером (одним из братьев Коэн — Джоэлом) и каждый раз на красной ковровой дорожке ведет себя так, будто ей веселее, чем всем остальным.
И все же последнее слово, которое МакДорманд, вероятно, использовала бы, чтобы описать себя, — это «знаменитость». Однажды актриса сказала журналисту, что, если она не находится в центре внимания публики, то «не хочет быть главным событием чьего-то дня». Слава, возможно, не была ее целью, но Фрэнсис никогда не испытывала недостатка в заманчивых предложениях.
Даже играя диковинных («Воспитывая Аризону»), презренных («После прочтения сжечь») или откровенно недалеких («Фарго») персонажей, МакДорманд основывает каждую свою роль на врожденной достоверности и заставляет нас поверить, что каждый из них — человек из плоти и крови, который продолжит жить своей жизнью, когда камеры будут выключены.
Сегодня, в день 65-летия выдающейся актрисы, мы вспоминаем ее самые яркие и незабываемые роли.
«Просто кровь» (1984)
Роль неверной супруги в режиссерском дебюте братьев Коэн изначально предлагалась Холли Хантер, однокурснице МакДорманд по Йельской школе драмы и ее близкой подруге. Хантер не смогла принять предложение из-за своего графика, и отправила на прослушивание Фрэнсис. Проект позиционировался как неонуар о ревнивом владельце бара, который нанимает киллера, чтобы тот убил его жену и ее любовника. После впечатляющего первого прослушивания режиссеры уже возрадовались тому, что нашли свою главную героиню, как МакДорманд отказалась явиться не повторную встречу, объяснив свой поступок тем, что в это же время обещала посмотреть дебют своего бойфренда в мыльной опере.
«Никто никогда не говорит ничего подобного, когда им предлагают работу в кино, — вспоминал потом Джоэл Коэн. — Нам очень понравилось. Получилось так бесхитростно — ведь именно этого мы искали для Эбби».
Фильм «Просто кровь» стал кинодебютом МакДорманд и ее первым из многих совместных проектов с будущим мужем Джоэлом Коэном. Они сблизились во время съемок в Остине после того, как Фрэнсис попросила его порекомендовать ей пару книг. Коэн подарил ей набор классических «крутых детективов» таких авторов, как Рэймонд Чандлер и Джеймс М. Кэйн, в том числе роман «Почтальон всегда звонит дважды».
«Я прочитала ее, и это была одна из самых, черт возьми, сексуальных книг, которые я когда-либо брала в руки, — призналась позже МакДорманд. — Несколько дней спустя я сказала: "Хочешь зайти и обсудить книгу?". Это сработало. Он соблазнил меня литературой».
«Миссисипи в огне» (1988)
Снятый по мотивам реальных событий 1964 года, когда были убиты несколько активистов движения за гражданские права, фильм представляет собой хронику последующего расследования ФБР. В условиях, когда местные власти запятнаны коррупцией, а общество в целом не желает сотрудничать, два агента в исполнении Джина Хэкмена и Уиллема Дефо пытаются найти и устранить виновных в преступлении членов Ку-клукс-клана.
Повестка фильма отозвалась в сердцах зрителей достаточно эффективно для того, чтобы картина заработала семь номинаций на «Оскар», хоть в 2022-м такое количество белых героев на первом плане уже смотрится неуместно. А МакДорманд впервые была номинирована на премию Американской киноакадемии — за роль миссис Пелл, жены жестокого помощника городского шерифа, который в конечном итоге становится ценным союзником агентов ФБР. Эта роль является ранним свидетельством способности МакДорманд извлечь человечность даже из самых скудно прописанных второстепенных персонажей.
«Человек тьмы» (1990)
За несколько лет до того как Сэм Рэйми открыл новую эру кинопроизводства трилогией о Человеке-пауке, режиссер создал своего собственного супергероя. Наполовину экшен из комиксов, наполовину жуткое хоррор-шоу, «Человек тьмы» рассказывает о кротком Пейтоне Уэстлейке (Лиам Нисон), специалисте по коже, которого оставили умирать, когда группа гангстеров разрушила его лабораторию. Пережив инцидент с сильными ожогами и вновь обретенной сверхсилой, он возвращается как жаждущий мести линчеватель в маске.
МакДорманд великолепна в образе обезумевшей бывшей возлюбленной Уэстлейка — в роли, которую Рэйми создал после того, как был раскритикован за обращение с женщинами в «Зловещих мертвецах». И хоть эта героиня представляет собой стандартный архетип «девицы в беде», МакДорманд наполняет ее особой силой, которая присутствует даже тогда, когда ее бросает из одной опасной ситуации в другую. «Меня учили быть театральной актрисой. Так что для меня стали своеобразной адаптацией попытки определить свое место в более техническом кинематографическом мире Сэма, — вспоминала позе актриса. — Были времена, когда он думал, будто нас всех там можно раскатать катком, а потом снова распрямить, как героев мультика. Меня это дико раздражало, но все же я многому научилась».
«Фарго» (1990)
МакДорманд получила свой первый «Оскар», сыграв беременную сотрудницу полиции в мрачной комедии братьев Коэн о похищении, которое выходит из-под контроля. В фильме, переполненном жестокими преступниками, тупыми головорезами и манипуляторами-бизнесменами, Мардж Гандерсон является этаким маяком морали. С миннесотским акцентом, превращающим каждое yeah в yah, она по сей день остается одним из самых вдохновенных творений МакДорманд.
«Я выглядела как огромная какашка на снегу» — шутила актриса о гардеробе своего персонажа. МакДорманд носила грудные протезы и искусственный живот, набитый птичьим кормом, которые помогли ей вжиться в роль Мардж с физиологической точки зрения. И даже потом услышала от мужа: «Знаешь, эта героиня не должна быть настолько непривлекательной, какой ты ее изображаешь». «Но мне нравится, как я выгляжу в роли Мардж», — сказала МакДорманд.
«Почти знаменит» (2000)
Полная светлых чувств дань режиссера Кэмерона Кроу своей юности с годами становится только лучше. «Почти знаменит» рассказывает о 15-летнем музыкальном журналисте, который получает задание взять интервью у восходящей рок-группы для журнала Rolling Stone. МакДорманд играет Элейн — тотально некрутую мать мальчика, волевую и любвеобильную до безумия. Она из тех мам, которые позволяют своему сыну следовать за своей рок-мечтой по всей стране, но при этом через служащего отеля передает ему сообщение: «Не принимай наркотики!».
В одном из интервью МакДорманд призналась, что до этого проекта избегала играть мам. Она уже познала прелести материнства в реальной жизни и не была заинтересована в том, чтобы исследовать роль, которую так хорошо знала. «Существует не так много сложных, хорошо продуманных, трехмерных материнских образов, — сказала она. — Элейн не какая-то сумасшедшая. Она действительно очаровательная женщина. И нечасто мне раньше удавалось встретиться с матерью режиссера».
Мать Кроу была допущена на съемочную площадку с условием, что она не будет беспокоить МакДорманд или пытаться каким-либо образом повлиять на ее работу. И все же уже через 10 минут после появления на площадке Элис Кроу подошла к Фрэнсис, играющей ее вымышленную версию, и сказала: «Я нахожу твою героиню немного резкой. Надеюсь, ты не собираешься играть ее таким образом». «Я обернулся, а она прямо передо мной пристает к Фрэнсис, — рассказывал Кроу. — Но та ей ответила: "Элис, она будет не тобой и не мной. Она будет кем-то другим"».
«Лорел каньон» (2003)
В одной из своих самых отвязных актерских работ Фрэнсис изобразила музыкального продюсера Джейн, свободную духом женщину, чей излюбленный вид досуга — травка и купание голышом. Ну а в центр сюжета помещены ее сложные отношения с сыном (Кристиан Бэйл) и его подругой (Кейт Бекинсейл).
Незаметный на момент выхода и мало обсуждаемый с тех пор, фильм представляет собой демонстрацию актерского мастерства всех участников трио главных героев. Несмотря на то что МакДорманд выглядит как пережиток эпохи хиппи, она не изображает Джейн как какую-то трагическую богему, застрявшую в прошлом. Она всегда в центре внимания и везде является душой компании, но при этом невозможно не сопереживать ее сыну, которому постоянно приходится устранять наведенный Джейн бардак.
«Друзья с деньгами» (2016)
Преступно недооцененный фильм Николь Холофсенер может похвастаться одним из лучших актерских ансамблей 2010-х. Драма повествует о группе женщин, чьи дружеские узы подвергаются проверке на прочность по мере того, как неравенство их финансового положения становится все заметней. Среди подруг — домохозяйка, живущая на деньги от трастового фонда (Джоан Кьюсак), телеведущая (Кэтрин Кинер), чей муж — высокомерный придурок, и их одинокая подруга, которая убирает дома (Дженнифер Энистон).
МакДорманд играет Джейн, вспыльчивого модельера, которая подозревает, что ее супруг — гей. Имея привычку кричать на незнакомцев и отпускать неуместные шутки, эта героиня в исполнении Фрэнсис являет собой исключительно противный тип подруги, на которую всегда можно положиться, чтобы рассказать, все как есть, но при этом всегда стоит подумать 100 раз, прежде чем появляться с ней на публике.
«После прочтения сжечь» (2008)
Брэд Питт настолько хорош в роли хлыща и позера, что легко не заметить образцовую работу МакДорманд. Черная комедия рассказывает о двух недалеких сотрудниках спортзала, которые натыкаются на компакт-диск, содержащий то, что они ошибочно принимают за секретные правительственные документы. Пытаясь извлечь выгоду из находки, парочка сталкивается с серией злоключений, которые приводят их к весьма опасной компании.
Помешанная на пластической хирургии коллега главного героя-пижона, героиня МакДорманд восхитительно отвратительна как женщина, пытающаяся вымогать деньги у ЦРУ, чтобы финансировать процедуры своей мечты. Неожиданным источником вдохновения этого образа стала Линда Трипп — госслужащая, известная благодаря скандалу Клинтон — Левински. После того как в 1998 году инцидент привлек внимание общественности, Трипп стала появляться на публике со странным макияжем, который широко обсуждался в прессе и изучался Коэнами в процессе создания героини МакДордманд.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017)
Спустя двадцать один год после получения первого «Оскара» за лучшую женскую роль МакДорманд заслуженно выигрывает второй — за образ скорбящей матери, решившей оказать давление на местные правоохранительные органы, чтобы они раскрыли дело об изнасиловании и убийстве ее дочери. Несмотря на неоднозначную трактовку расовых тем, фильм хвалили за достоверное изображение горя и за восхитительно устрашающий перформанс МакДорманд.
Попросив на церемонии вручения награды каждую женщину-номинанта встать, МакДорманд воспользовалась тем, что оказалась в центре внимания, чтобы сказать свое слово о необходимости увеличении многообразия в киноиндустрии. «Оглянитесь вокруг, дамы и господа, потому что у всех нас есть истории, которые нужно рассказать, и проекты, которые нам нужно финансировать, — заявила она залу. — Не говорите с нами об этом сегодня на вечеринке. Пригласите нас к себе в офис через пару дней, а можете приехать к нам, как вам удобнее, и мы вам расскажем все о наших идеях».
«Земля кочевников» (2020)
Актрисе, чьей целью с самого начала ее карьеры был поиск эмоциональной правды в каждом персонаже, которого она играет, «Земля кочевников» предоставила уникальную возможность. МакДорманд лично приобрела права на нон-фикшен книгу Джессики Брудер о потерянном поколении бэби-бумеров, путешествующих по стране в кемперах. Режиссер Хлоя Чжао заселила свою картину большой компанией реальных кочевников, которые создавали большую часть эмоциональной текстуры фильма. И все же МакДорманд, двукратный обладатель «Оскара» и неоспоримая кинозвезда, органично вписывалась в каждый кадр.
Каждая нота актерской игры Фрэнсис в образе Ферн, женщины, которая теряет все во время Великой рецессии и решает жить по своим правилам в фургоне, звучит правдоподобно. Как большая поклонница предыдущей ленты Чжао «Наездник», МакДорманд хотела, чтобы «Земля кочевников» поднимала те же темы самосохранения и решимости. «У таких людей как будто нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Они просто появляются, какие есть, и исчезают, — сказала МакДорманд. — Но не Ферн, поскольку она женщина, и у нее с собой куча вещей. Целый фургон, полный воспоминаний. Женщины не обязательно появляются из ниоткуда».
Источник: Vogue
Источник