Когда фотограф дикой природы Дэвид Слейтер был в Индонезии, редкий хохлатый павиан нажал кнопку спуска затвора, сделав знаменитое селфи обезьяны. Теперь суды разбираются, кому же принадлежит авторское право на снимок.
Награжденный призами фотограф дикой природы Дэвид Слейтер сражался с 45-градусной жарой в национальном парке на самом севере Индонезии, всего в 80 километрах от экватора.
Он нёс рюкзак весом 18 килограммов, штатив, камеру, несколько дорогих объективов и упаковку отсыревшего печенья Jaffa Cakes для пропитания.
Это была последняя неделя его месячной поездки, которую он запланировал почти 7 лет назад, всё это время собирая средства, и почти две недели он тащил своё оборудование через тропический лес.
«Это было действительно изнурительно — что-то вроде SAS (Специальная авиадесантная служба ВС Великобритании, — МБ)!», — рассказывает мужчина в своем доме в Чепстоу, Уэльс.
Его цель состояла в том, чтобы сфотографировать животных, находящихся под угрозой исчезновения, и использовать изображения для привлечения внимания к их тяжелому положению.
Его Святым Граалем был очень редкий хохлатый павиан — обезьяна, находящаяся под угрозой исчезновения, с полностью черной мордой, которая встречается только на двух индонезийских островах.
«Их осталось всего несколько сотен и я видел только одну фотографию», — рассказывает Слейтер. — Меня восхищал их взгляд, волосы, харизматическое лицо. Встреча с ними должна была стать венцом моей поездки».
Когда это случилось — с помощью местного гида — Дэвид был поражен.
«Это было просто потрясающе-сюрреалистично». Группа из около 20 особей играла вместе. Находясь примерно в 140 метрах и используя мощный объектив, Дэвид начал наблюдать за ними, при этом фотографируя и пытаясь завоевать доверие, чтобы приблизиться.
Уже к следующему дню любознательные животные были повсюду: гладили его волосы, рылись в рюкзаке с едой. «Они стащили моё Jaffa Cakes!».
Обезьянам особенно понравился фотоаппарат мужчины. Казалось, они были взволнованы звуком жужжания затвора и для этого снова и снова пытались нажать кнопку.
Когда Дэвид попробовал сделать автопортрет с ними — «слово «селфи» тогда ещё не было известно», — они бросились к дистанционной кнопке. В конце концов, в порыве веселья, он решил позволить им фотографироваться самим.
Они нетерпеливо нажимали на кнопку, ухмыляясь своим отражениям в объективе. Среди сотен снимков, сделанных ими (многие были расфокусированными!), самым блестящим оказалось глупое селфи ухмыляющегося павиана. Его глаза мерцают янтарем, а широко раскрытый рот с большими зубами как будто улыбается.
Изображение: Автор Self-portrait by the depicted Macaca nigra female. See article. [Public domain], через Викисклад
Вернувшись в Великобританию, Дэвид заработал на фотографиях несколько тысяч фунтов — покрывая расходы на поездку в Индонезию. Но со временем, с ростом популярности селфи, его обезьяна стала классикой, опубликованной более 50 миллионов раз по всему миру.
Но вместо того, чтобы принести Дэвиду финансовое благополучие и теплое сияние профессиональной гордости, этот снимок принёс ему невыразимые страдания, стоил сбережений и ознаменовал конец его карьеры фотографа.
В этой истории есть все элементы фарса 21-го века — включая сумасшедшие разногласия по поводу закона об авторском праве в калифорнийском суде и «бесчеловечность» благотворительной организации, которая подала иск против Дэвида от имени 6-летнего самца хохлатого павиана, утверждая, что именно он является законным владельцем авторских прав на фотографии.
Так вот, последние 6 лет мужчина был вовлечен в то, что должно стать одним из самых бессмысленных и идиотских юридических сражений всех времён. Итак, кто владеет авторским правом? Слейтер или обезьяна?
У Дэвида на этот счёт никогда не было никаких сомнений. «Конечно, авторское право принадлежит мне!, — говорит он. — Я установил фон. Я продумал, как солнце осветит обезьяну. Я выбрал объектив и я обработал изображения. Творчество было моим и это требовало много настойчивости, пота и страданий».
Его проблемы начались с публикаций селфи в калифорнийском блоге Techdirt и онлайн-энциклопедии Wikipedia (чье задание «расширение возможностей и привлечение людей со всего мира к сбору и развитию образовательных материалов, а также либо публикация их на условиях свободной лицензии, либо передача их в общественное достояние»).
Они утверждали, что изображение не охраняется авторским правом, потому что его создателем является обезьяна — и поэтому опубликовали снимок на своих веб-сайтах бесплатно для тех, кто их использует. Для Дэвида же это была атака на его средства к существованию.
Понятно, что он попросил Techdirt и Википедию прекратить использовать фотографии, но они отказались. После этого Слейтер решил подать в суд на сумму до 18 тысяч фунтов стерлингов, заявив: «Для авторского права нужно намного больше, чем кто нажимает на кнопку спуска затвора».
Правовая коллизия состояла в том, что не только Дэвид не мог отстаивать авторские права, но это не могла сделать и обезьяна.
Единственные приматы, которые в любом случае зарабатывали деньги на «величайшем в мире селфи» были, конечно же, адвокатами.
Изображение: Автор Self-portrait by the depicted Macaca nigra female (Daily Mail) [Public domain], через Викисклад
Два года назад организация «Люди за этичное обращение с животными» (PETA) возбудила судебное дело от имени обезьяны, которую назвала Наруто, заявив, что именно её следует объявить собственником изображений. Также она потребовала права распоряжаться средствами макаки.
PETA утверждала, что обезьяна «из-за недоступности и недееспособности» не смогла подать собственный иск. Дэвид говорит, что, по понятным причинам, его адвокаты рассматривали иск как шутку.
Но это оказалось далеко не так. В прошлом году судья США вынес решение против PETA, заявив, что животные не защищены законом об авторском праве. Он заявил: «Хотя Конгресс и президент могут распространять защиту закона как на животных, так и на людей, нет никаких указаний на то, что они сделали это в Законе об авторском праве».
Тем не менее, организация обжаловала данное решение. На прошлой неделе дело вернулось в суд в Сан-Франциско.
Среди аргументов было то, имеет ли PETA достаточно близкое отношение к Наруто, чтобы представлять его в суде; стоимость предоставления письменного уведомления об авторском праве сообществу макак; и был ли Наруто нанесен ущерб из-за непризнания в качестве владельца авторских прав.
Дэвид, которому пришлось смотреть заседание суда через Интернет, потому что он не мог позволить себе перелёт в Калифорнию, чувствует, что сходит с ума.
«На меня подала в суд обезьяна. У меня было почти два года, чтобы привыкнуть к этому, но это все еще совершенно сюрреалистично», — говорит он.
Более того, фотограф убежден, что PETA защищает не ту обезьяну. «У неё не тот возраст и пол!», — утверждает Слейтер, говоря, что его павиан был самкой.
Дэвид, который был очень энергичной личностью, пытающейся всегда наслаждаться причудливой стороной жизни, чувствует, что 6 лет трансатлантических правовых споров, неуверенности, разочарования и Интернет-издевательств глубоко повлияли на него.
«Я страдаю депрессией и не могу спать, — рассказывает он. — Но самое плохое — это чувство неудачи. Я не могу обеспечить семью».
Ипотеку на скромный дом в Чепстоу он выплачивает совместно с женой Дженкой, а содержание 7-летней дочери финансирует только Дженка.
Дэвид говорит, что его автомобиль стоит на подъездной дорожке в течение двух лет, потому что он не может позволить себе ремонт. А всё потому, что он был вынужден тратить тысячи на попытку защитить свою работу.
Однако адвокат фотографа уверен в победе и обещает «разобраться» с расходами. «Моя дочь рассказывает всем, что её папа сделал селфи обезьяны, но у меня нет ничего, чтобы дать ей от этого».
«Я не могу отправить её в школу, которую мы хотим, или даже подумать о том, чтобы оплатить её обучение в университете, когда придет время. И со всем этим можно было бы справиться одной фотографией».
Самое обидное, что он прекратил фотографировать. «Магия ушла. Я беру время от времени свою камеру, чтобы попытаться вернуть радость, но я, похоже, не могу. Это была моя жизнь».
«Я не хотел заработать много денег — я просто хотел получить справедливую оплату за свою работу, чтобы передать нашей дочери».
Пребывание в мире дорогих адвокатов, любителей животных и Интернет-троллей оказало на него жесткое воздействие. «Меня позорят за попытку контролировать свою собственную работу и обвиняют в жадности», — говорит он.
Правда состоит в том, что главная любовь Дэвида — природа. Он вырос в Болтоне, будучи одержимым животными. Каждый день рождения и Рождество Слейтер просил книги о птицах или Африке. После школы он получил диплом и степень доктора философии по геологии, а также закончил аспирантуру, специализируясь на вулканических газах.
С такой квалификацией Дэвид мог бы заработать состояние, работая в нефтяных конгломератах, но после 14 лет жизни в академических кругах мужчина решил стать фотографом животных. «Я хотел пойти дорогой своего сердца — мне нужна была свободная от стресса жизнь», — говорит он.
Поэтому мужчина работал мойщиком окон садовником, чтобы поддержать себя, оттачивая навыки фотографии.
«Я могу часами сидеть в терпеливом ожидании».
Дэвид ездил в Арктику, Африку, Филиппины и Коста-Рику, посвятив свою жизнь животным и став фотографом Королевского общества защиты птиц RSPB, а также работая в The Wildlife Trusts и Trust of Wildfowl & Wetlands Trust.
Но каким бы талантливым вы ни были, жизнь фотографа-фрилансера финансово нестабильна.
«Вы делаете тысячи изображений, надеясь, что одно или два будут продаваться достаточно хорошо для оплаты счетов и финансирования следующей поездки», — говорит он. А потом появился ухмыляющийся павиан.
По иронии судьбы, Дэвид был немного разочарован, когда впервые увидел фотографии.
«Они были слегка недоэкспонированы и рот был немного не в фокусе», — говорит он.
Но один кадр был лучшим. Через несколько часов после загрузки изображения на его веб-сайт в 2011 году с ним связалось новостное агентство и селфи было опубликовано во многих газетах, в том числе в Daily Mail.
Вскоре оно стал вирусным, появившись в социальных сетях и блогах. «Это был прекрасный момент», — говорит Дэвид, вспоминая, как кто-то пошутил, что автором снимка должна быть названа обезьяна. За год изображение заработало для фотографа 2500 фунтов.
Он надеялся на устойчивый, но небольшой доход от прав на повторную публикацию. Но затем снимок появился в Википедии — бесплатно для всеобщего использования — и доход иссяк за ночь. Дэвид говорит, что в 2014 году, возможно, с небольшим преувеличением, «селфи обезьяны» было вещью, которую больше всего искали в Google. «Оно даже превзошло Ким Кардашян!».
Тем не менее все эти показы принесли ему уныние. Теперь, после того, как дело вернулось в суд и продолжает тянуться, Дэвид говорит, что справился с большей частью гнева.
Слейтер утверждает, что «однажды снова выйдет». Отказавшись от фотографии, он переучился на тренера по теннису и стал профессиональным выгульщиком собак. Между тем, ему нужно подождать ещё два месяца для последнего решения — все время надеясь и молясь, чтобы кто-то понял смысл дела.
А когда журналисты спрашивают его, хочет ли он ещё раз столкнуться с этой группой редких хохлатых павианов, Дэвид поражается вопросу. «Нет-нет-нет!», — говорит он.
«Фотографии потребовалось 6 лет, чтобы достичь того, что я собирался сделать — защитить этих обезьян. Это стоило того, потому что эта фотография — лучшее, что случилось с этими обезьянами».
Безо всякого внимания они, вероятно, теперь исчезли бы как вид. «Местные жители жарили и съедали их. Теперь они любят их и называют «селфи-обезьянами».
Источник