Можно немного удивиться, что автор блестяще написанной и чрезвычайно интересной биографии «Маяковский. На кону была жизнь» не русский, а швед – славист, историк и переводчик Бенгт Джангфельдт. Удивление, однако, проходит, когда мы смотрим в биографическую записку автора. Янгфельдт уже тридцать лет специализируется на русской литературе и, в частности, на литературном авангарде, забегая вперед, надо сказать, что он блестяще раскрыл интересные факты из биографии Маяковского. Он переводил очерки Иосипа Бродского, собирал и публиковал переписку Владимира Маяковского и Лили Брик, а также литературное наследие лингвиста Романа Якобсона. А после законченного прочтения «Маяковского» нет ни малейшего сомнения в том, что знания о герое своей книги и его эпохе у Янгфельдта огромны.
Главным персонажем в „ставке была жизнь», конечно, является поэт Владимир Маяковский. С одной стороны, Бенгт Джангфельдт показывает нам его как человека, с навязчивой идеей чистоты, отсутствием зубов, зависимостью от азартных игр, склонностью к самоубийству; с другой – в качестве известного в мире создателя, которого блестящий талант открылся еще до октябрьской революции, создатель, который выступал на стороне большевиков, но это была любовь без взаимности. Автор «облачка в штанах» довольно быстро понял, что коммунизм ничего не изменил к лучшему на его родине, но, запутавшись в идеологии, он оказался в ловушке, из которой не мог выбраться. Финал мы знаем-он застрелился в 1930 году. Помимо жизнеописания Маяковского, анализа и интерпретации его произведений мы получаем также красочный портрет художественной среды до — и послереволюционной России. Друзьями и знакомыми Маяковского были m.in. Борис Пастернак, Виктор Шкловский, Максим Горький, Роман Якобсон, Сергей Есенин, а также Лили и Осип Бриков. С браком Бриков поэт образовывал сексуальный треугольник. С позволения мужа (ставшего чекистом) Лили была любовницей Владимира, последний же считал ее своей величайшей любовью и посвятил почти все любовные стихи. Сексуальная свобода Лили, Маяковского и других художников поражает, когда учитываются реалии грубого и строгого нравоучения коммунизма. Как видите, с сексом еще ни одна система не победила.
Над биографией Маяковского Бенгт Янгфельдт работал много лет, используя также материалы, полученные из секретных архивов. Это совершенно новый взгляд на жизнь и творчество Майковского, полный неизвестных подробностей и фактов. Те, кого русский поэт связывает исключительно с пропагандистским и идеологическим творчеством, после прочтения „на кону была жизнь » должны передумать. И если они отвергнут предрассудки, у них есть шанс оценить гений этого замечательного и трагического поэта.