Произошедшая за несколько последние несколько лет переоценка значения и потенциала внутреннего туризма стала хорошим стимулом для развития отрасли. Так, летом 2020-го и.о. губернатора Камчатского края Владимир Солодов подписал постановление о выделении более 15 га на территории природного парка «Южно-Камчатский» для строительства всесезонного курорта мирового уровня «Парк «Три вулкана». Однако теперь будущее проекта может оказаться под угрозой.
Как ранее сообщал портал TRN ООО «Парк «Три Вулкана» создана группой «Интеррос» Владимира Потанина и структурами Сергея Бачина (председатель Совета директоров курорта «Роза Хутор»).
Инвестиционный проект, ставший сотым резидентом территории опережающего развития «Камчатка», предполагает создание нового туристического кластера на Камчатке. Туркластер планируется развивать в районе вулканов Вилючинский, Мутновский и Горелый, с выходом в Вилючинскую бухту. В рамках реализации инвестиционного проекта резидент ТОР осуществит капитальные вложения в размере 15 млрд рублей до 2028 года. Эти средства будут направлены на строительство туристической инфраструктуры и создание экологических маршрутов по природной территории, где компактно представлены основные достопримечательности Камчатки, со смотровой площадкой вблизи вулкана Вилючинский. В районе сопки Горячей планируется строительство курорта с 1000 гостиничных номеров, 17 км горнолыжных трасс и двумя канатными дорогами, которые в экскурсионном режиме будут доступны всем посетителям парка «Три Вулкана» круглый год.
Тем не менее, на данный момент перспективы развития туризма в регионе вызывают вопросы у экспертов. Как сообщил «Интерфаксу» председатель совета общественной организации «Экологическая безопасность Камчатки» Сергей Мылов, в этом году золотодобывающая компания «Тревожное зарево» запустила разведывательные работы на Родниковом месторождении рядом с территорией будущего курорта.
«Миссия проекта «Парк «Три вулкана» — развивать доступный, комфортный, безопасный и ответственный туризм на Камчатке, с применением современных инноваций. Камчатка станет пионером и инициатором введения новых экологических требований связанных с туризмом. Поэтому мы считаем, соседство такого опасного производства, как золотодобыча, с туристско-рекреационным кластером является опасным фактором как для природы, так и для развития экологического туризма, и может помешать планам федеральных и региональных властей по развитию туризма на Камчатке», — пояснили агентству пресс-службе компании.
Эту позицию разделяет и член совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике и вице-президент Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» Аркадий Амелин. По его словам, золотодобыча — крайне вредная для экологии хозяйственная деятельность.
«Как можно размещать золотодобывающие предприятия, уничтожающие природу, напротив уникального туристско-рекреационного комплекса, призванного обеспечить комфортный, отвечающий самым взыскательным международным требованиям отдых на природе? Представьте себе все эти звуки, запахи, безжизненные ландшафты!», — говорит он. По мнению Амелина, власти обязаны принять взвешенное, «шахматное» решение и развести эти два столь важных для региона комплекса географически, то есть предоставить золотодобытчикам площадку на расстоянии, скажем, 50 и более км от курорта.
«Причем сделать это с опережением, не доводя ситуацию до точки кипения. Вспомните историю, которая прошлым летом случилась в Башкирии, когда ситуация с защитой гор-шиханов от разработки Башкирской содовой компанией вышла на федеральный уровень. Лучше не делать ошибки, чем запоздало исправлять их. Слишком дорого это обходится и экономически, и политически», — напоминает эксперт.
В самом же Trans-Siberian Gold, британском учредителе камчатской золотодобывающей компании «Тревожное Зарево» отметили, что золотодобыча относится к лицензированной сфере деятельности, которая строго контролируется и регламентируется государством. При этом там подчеркнули, что сам по себе массовый туризм оказывает крайне негативное воздействие на природу.
Тем не менее, как подчеркивает агентство, суды накладывали штрафы на компанию за нарушения природоохранного законодательства в ходе работ на реке Асача уже несколько раз. Самым крупным взысканием стала осенью 2020 года сумма в размере 138 млн 809 тыс. 712 рублей: инспекторы Росприроднадзора обнаружили, что отходы «Тревожного зарева» относятся к более опасному IV классу опасности, а не к V классу, как утверждала компания в своих отчетах. Помимо этого Ранее сотрудники Северо-Восточного ТУ Росрыболовства выявили нарушения правил охраны водных биологических ресурсов, оценив ущерб, нанесенный среде обитания ценных лососевых рыб, почти в 10 млн рублей.
«Комиссия по лесоустройству уже на месте исследует территорию и выдает заключение на добычу золота. Но это делается уже после того, как в Москве выдано разрешение и лицензия на добычу. Получается, что все решается центром, и никто не спрашивает мнение региональных властей, местных жителей, рыбодобывающие предприятия о том, можно или нет добывать здесь золото, будет ли нанесен ущерб или нет», — заключил Сергей Мылов.
Источник