Большая американская семья собирается в роскошном особняке, напоминающем лавку чудес. Расписные витражи, резная мебель из красного дерева, скульптуры со всех концов земли, скрипучие лестницы и великое множество книг — именно так и должен выглядеть дом легендарного автора детективных историй Харлана Тромби (Кристофер Пламмер), на 85-летний юбилей которого съехалась вся родня. На утро после торжества выясняется, что глава семейства покончил с собой, перерезав горло ножом. Однако не все так однозначно, и разбираться в происходящем приезжает именитый харизматичный сыщик Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг) — обладатель нестандартного мышления и выразительного южного акцента. Он убежден, что Харлана убил кто-то из его домочадцев. И мотивы действительно есть у всех.
Палитра разнородных персонажей и типажей предстает в самом начале, когда Бланк начинает опрашивать потенциальных наследников Харлана, которые не готовы расстаться со своими привилегиями. Звездный актерский состав постепенно является во всей красе, как карточная колода, состоящая исключительно из тузов, когда родственники писателя делятся своими версиями событий роковой ночи, кривят душой и пытаются упрятать скелеты в шкафу. Скорбящих по наследству играют Майкл Шеннон, Джейми Ли Кертис, Дон Джонсон, Тони Коллетт, Джейден Мартелл, запомнившийся по роли в фильме ужасов «Оно», и Крис Эванс. В следствии будет фигурировать еще молодая сиделка Марта (Ана де Армас) родом из Уругвая, ставшая Харлану единственным близким другом. Девушка бережно утаивает две вещи: что ее мать — нелегальная мигрантка и что вранье вызывает у бедняжки рвотный рефлекс (и это нисколько не метафора). Необычная особенность Марты привлекает детектива, которому это только играет на руку, и тут начинает с крутой скоростью разворачиваться потрясающе забавная эпопея в духе «Десяти негритят» и «Убийства в “Восточном экспрессе”» Агаты Кристи с поправкой на современные реалии.
Однако режиссер Райан Джонсон лишь отчасти следует законам жанра, поэтому фильм держится не на ожидании финала, когда наконец должна раскрыться тайна, но на изобретательности сценарных решений, которые, подобно потайным ходам в особняке Тромби, возникают в неожиданных местах и придают всей истории почти магическое очарование. Перекройка законов жанра классического английского детектива переносит фокус внимания с разгадки происшествия на семейный конфликт и феноменально веселую актуальную политическую критику. Самое удивительное в этом — полнейшее отсутствие карикатурности.
Джонсон воссоздает на экране и мастерски высмеивает мини-модель Америки Трампа, олицетворенную семьей привилегированных белых американцев из клана Тромби, чьи ценности на поверку оказываются ничтожными и легко готовы рассыпаться, как камушки для игры в го. Перенося действие в 2019 год, режиссер максимально акцентирует на этом внимание, и, что крайне важно, не превращает происходящее в фарс. Внучка Харлана Мэг учится в престижном колледже и пишет работу по либерализму, однако все, что заботит девушку и ее обанкротившуюся мать, — сохранение своего статуса и положения в обществе. Поэтому обманывать дедушку и наживаться на его состоянии не кажется для них такой уж никчемной затеей.
По ходу дела становится понятно, что дочь убитого писателя, которую сыграла Джейми Ли Кертис, вопреки ее собственным словам построила бизнес не с нуля, а взяла целый миллион у Харлана. Над родственниками, которые готовы продать душу ради наследства и постоянно кичатся своими псевдолиберальными ценностями, со стороны посмеивается подросток Джейкоб — не выпускающий телефон из рук ультраправый интернет-тролль, которых стало неимоверно много с приходом Трампа. Для полной картины современной Америки не достает лишь одной составляющей. Драматургический накал поддерживает уругвайка Марта: в отличие от родственников Тромби, у молодой сиделки доброе сердце и иммунитет ко лжи. Привилегированные белые американцы уверены, что обладают большим наследством, богатой родословной и шикарным особняком, но все это лишь миф, который, как убеждают нас создатели фильма, уже должен быть развенчан. Срез эпохи почти сразу становится таким же ярким, как рисунок на витраже, на котором, как водится, всегда изображаются архетипические ситуации.
Помимо того что «Достать ножи» — актуальный политический выпад в сторону антимигрантской политики и в целом «трампизма», это крайне литературное кино, даже если убрать за скобки Агату Кристи и писательскую карьеру Харлана Тромби. Герой Крэйга, колоритный сыщик, разгадывает преступление, следуя идеям, обозначенным в «Радуге тяготения» Томасом Пинчоном — главным американским писателем-постмодернистом второй половины XX века. Роман он, правда, не читал, но действие разворачивается в самом что ни на есть постмодернистском ключе. Становится совершенно не важно, кто убил Харлана, значение имеет лишь сама история, запутанная и невозможно очаровательная, полная колких и метких диалогов и сюжетных переплетений. К тому же так или иначе, как у Достоевского в «Братьях Карамазовых», виноваты все.
Фактурный комедийный детектив, высказывающийся о современности, выглядит неожиданно свежо, хоть и особняк, из-за которого ведутся нешуточные споры, — классический таинственный дом из криминальных историй Агаты Кристи. Однако Джонсон меняет правила и обращается по-своему с канонической схемой детектива английской писательницы, да и кажущиеся многолетними устои американской семьи Тромби также ожидает реформация. Трепетное предвкушение глобальных перемен и нового порядка, сопутствующее фильму, навевает искрящиеся праздничные переживания — идеальный расклад как для обычного зрителя, так и для неравнодушного гражданина своей страны.