На проходящем в эти дни Каннском кинофестивале легендарный Джон Карпентер получил награду «Золотая карета» от Общества французских режиссеров за новаторский подход к кинопроизводству. Приз вручили 71-летнему живому классику после показа его культового хоррора «Нечто» 1982 года.
В интервью, которое он дал журналистам в пляжном кафе на Набережной Круазет, Джон рассказал о своих чувствах относительно ценной награды, порассуждал о состоянии жанра хоррор и индустрии кино в целом, посетовал на современные реалии кинопроизводства и объяснил, почему не готов снять фильм ужасов об Америке Трампа.
Что означает для вас эта награда?
Мне очень лестно и приятно ее получить. Здорово, что они решили меня почтить. Наверно, еще это означает, что я уже совсем стар.
Но вы согласны с тем, что приз за креативность и независимый дух вам дали не просто так?
Да каждый режиссер снимает свои фильмы креативно. Надо быть добрее к фильммейкерам. Нам нужна ваша любовь.
Как вы относитесь к тому, что все говорят о вашем большом влиянии на других режиссеров? Например, существует мнение, что вы стали родоначальником жанра слэшер. Вы вообще думали о том, что оставите такой след?
Хотелось бы, но нет. Мы понятия не имели, что творим, например, с тем же «Хэллоуином». Просто снимали кино, вот и все.
Как, по-вашем, с тех пор изменился жанр?
Жанры все время меняются. Хоррор существовал с самого зарождения кинематографа, и каждое новое поколение находило свои способы играть с людскими чувствами и страхами. Хоррор всегда будет с нами, потому что человек постоянно чем-то напуган. Мы буквально родились в страхе и живем с ним, например, со страхом смерти. Страх универсален. Юмор далеко не всегда, а вот страх — да. Вот почему хорроры — такая невероятная вещь.
Вы можете снять нечто подобное сегодня?
Не знаю.
Индустрия изменилась?
Да, и довольно сильно. И касаются эти изменения всех видов фильмов. Например, ужастики стали выпускать, сразу ориентируясь на прибыль. То есть они заранее знают, что заработают денег. Никто сегодня не рискует.
Вы рисковали, снимая кино на свои деньги…
Иногда.
В колледже мы учились на ваших картинах. «Чужие среди нас», «Туман», «Нечто» — все они были по-настоящему прорывные. Сегодня, кажется, хорроры не стремятся ни к каким прорывам… А вы сознательно снимали их такими?
Да, да. Я еще какой прорывной. Кстати, не вдаваясь в детали относительно качества, разве «Прочь» не прорыв в жанре?
Джордан Пил — исключение из правил.
Да, он в порядке.
«Нечто» вышло сразу после «Инопланетянина»…
Вы заметили!
Приехать сюда с фильмом «Нечто» — отличная месть!
[Смеется.]«Инопланетянин» тоже был хорошим фильмом, но по другой причине. Вы же, в отличие от Стивена Спилберга, работали на темной стороне…
Да, были времена! Здорово, что «Нечто» получило вторую жизнь. Я рад.
Почему вам так нравилось обращаться в фильмах к теме конца света и уничтожения мира?
Я вырос в эпоху, когда в Америке в начальной школе все читали Библию. Я был очень молод и весьма впечатлителен, когда дошел до раздела про апокалипсис. Полный отпад! Да вы шутите? Конец всего сущего? Вау! Образ нарисовался просто фантастический. Я только позже понял, что речь шла об иудаизме, но затем ознакомился и с другими культурами. В общем, голова моя просто взрывалась от одной мысли о конце света. Мы все думаем о том, что же будет после всего. Ну а я был просто очарован этими мыслями.
Вы же атеист, не так ли?
Скажем так, я не верю в сверхъестественное. Оно существует в кино, но не в реальной жизни. А хоррор существует и в реале. Например, когда Башар аль-Асад использует химическое оружие против детей.
Вы бы могли снять хоррор об Америке Трампа?
Нет. Этот кошмар слишком реален. Я действительно прямо сейчас ужасно переживаю и боюсь за свою страну. Мы живем в очень опасные времена.
Вашим героем из мира кино в молодости был Ховард Хоукс?
Да, я любил его фильмы. Очень рекомендую посмотреть два из них: «Только у ангелов есть крылья» и «Рио Браво».
А почему вы не сняли вестерн?
У меня однажды был шанс. Но я, наверно, просто боялся, что у меня не получится.
Музыку к своим фильмам вы сочиняли сами. Почему?
Потому что мог: меня научили этому в киношколе. К тому же когда ты снимаешь низкобюджетное кино, у тебя попросту нет денег, чтобы нанять композитора или оркестр. Просто берешь синтезатор и играешь. А со временем это стало чем-то вроде моего фирменного стиля.
Ага, и теперь вашу тему из «Хэллоуина» люди ставят себе на рингтон…
В том числе и моя жена.
Были времена, когда Голливуд отвернулся от вас…
И не один раз…
Как вы это пережили?
Если ты больше всего на свете любишь кино, никакая неудача не будет иметь для тебя значения.
Когда ждать ваш следующий фильм?
Конкретного расписания у меня нет, но есть кое-какие планы… Если обстоятельства сложатся удачно, я бы хотел снять скромный хоррор или эпичное приключенческое кино. Но это должен быть проект, который мне нравится и который четко просчитан. А то сейчас режиссеров заставляют укладываться в 2 миллиона там, где по сценарию нужны все десять. И приходится ужиматься изо всех сил, а я совершенно не хочу этого делать.
Вы бы хотели поработать над сериалом?
Я был бы не прочь снять один.
Источник: Collider