Искусство Средневековья нередко попадает в мемы. Одни лишь только зверюшки с гравюр и картин вызывают смех и недоумение. Это во многом связанно с тем, что художники тех лет понятия не имели, как выглядит… например, лев или крокодил. Хотя такой аргумент защищает их лишь отчасти. Те же котики или зайчики выглядят не менее всра… то есть странно. Но досталось не только братьям нашим меньшим, но и детишкам. В каких-то произведениях они выглядят забавно, а на других очень даже жутко.
Невольно рождается вопрос: «А почему нельзя просто так взять и нормально нарисовать ребенка? Это же не какой-то экзотический зверь? Есть же талантливые художники, ну в чем проблема?».
Да, это вполне логичный вопрос без очевидного ответа. Талант художников тут не причем. Все дело в религии! Большинство картин того времени создавалось по заказу церкви. А это значит, что всех детей рисовали в образе Иисуса или библейских младенцев. И малыши выглядят, как… взрослые? На этот счет есть «теория о гомункуле».
Склонность средневековых художников изображать младенцев со взрослыми чертами отчасти проистекала из теории гомункула, что означает «маленький человек». Согласно вере, гомункул — это полностью сформировавшаяся человеческая мысль, существовавшая до зачатия. Идея впервые возникла, когда алхимик Парацельс использовал этот термин в своих инструкциях по созданию ребёнка без оплодотворения или беременности. В Средние века многие художники считали, что Иисус родился уже со взрослым лицом, которое не менялось на протяжении жизни. А многие христиане были уверены, что Иисус родился взрослым человеком, у которого были все ответы на все вопросы.
Со временем люди так привыкли к этому стилю, что уже и не представляли, как иначе могут выглядеть дети на художественных полотнах. Теория гомункула распространилась и на другие дисциплины, включая теологию, репродуктивную науку и искусство.
Вот такие дела… Ну что, с исторической частью закончили, можно и на деток поглядеть!
Трапезничает
Картина 1505 года Альбрехта Дюрера, находящаяся в национальной галерее искусств, Вашингтон
Смешной малыш, нарисованный итальянским художником Паоло Уччелло
«Очень приятно, царь»
Лучшее изображение искреннего удивления
Явно с кем-то заигрывает
Почему этот ребёнок выглядит как взрослый?
Херувим-злюка
Стопудово замышляет шалость
Все мы выглядим как-то так в понедельник утром
Циклоп, ты ли это?
Сама серьёзность
Момент, когда мама просит с ней сфотографироваться и как следует попозировать
Тот самый момент, когда кто-то сказал явную чушь
Корона-то явно маловата будет
Картина художника Мазаччо «Богородица и дитя», 1426 год