Год назад – 24 ноября 2017 года – Кыргызстан напутствовал своего очередного президента. Вступление Сооронбая Жээнбекова в должность главы киргизского государства сопровождалось бурной полемикой вокруг вопроса: а того ли мы избрали? Алмазбек Атамбаев, сдававший президентский пост, отсеял все сомнения и благословил своего ставленника, пожелав, чтобы Всевышний сохранил его «от бедствий и клеветы врагов», «от мнимых друзей и вражды» и чтобы стал он лидером и принес киргизстанцам счастье.
Прошедший период был настолько бурным, что в первую годовщину президентского правления Жээнбекова в Киргизии вновь оценивали его лидерские качества и сопоставляли данные ему напутствия с уровнем достигнутого счастья. Показалось, что неудовлетворенность своими лидерами у наследников Манаса становится традицией.
Лидер нации лидирует
К годовщине восхождения С. Жээнбекова на президентский пост в республике подготовились все: госструктуры Киргизии распространили в СМИ материалы с итогами деятельности главы государства, аналитики, исходя из анализа президентского правления, поделились выводами и прогнозами. Отношение к деятельности своего преемника выразил А. Атамбаев. И, судя по заявлениям, надежды экс-президента не сбылись, и он явно недоволен собственным выбором. Причиной тому, по мнению экспертного сообщества, послужил провал желания через ставленника сохранить влияние в стране. О попытках сделать через третьих лиц из действующего президента ведомого руководителя поведал сам С. Жээнбеков.
В этой связи, вероятно, следует искать причины откровений Алмазбека Шаршеновича, сделанных в интервью киргизскому телеканалу «Апрель», которому было заявлено, что сменщик «идет дорогой Бакиева», а он, Атамбаев, не хочет, «чтобы снова вернулись бакиевские времена», «чтобы наша страна потеряла ту дорогу, которую мы нашли». Поэтому автор двух киргизских революций убежден, что руководство республики пытается очернить его доброе имя. «Просто задача стоит такая – полить грязью все, что было сделано при Атамбаеве, – в сердцах произнес экс-глава государства. – Чтобы полить грязью Атамбаева, все хорошее марают. У людей убивают веру в хорошее, веру в будущее».
Для этого, считает Атамбаев, в стране развернута борьба с коррупцией, которая является показухой, точно так же велась она и раньше – при Акаеве и Бакиеве. Но все делалось для видимости. «Если кто-то воровал – сажайте! – изрек экс-президент. – Но кто раньше воровал по-крупному, тот и сейчас ворует. Все таможенники знают, вся элита знает, кто сегодня рулит таможней и финполом, и налоговой… Задача-то у властей другая, оказывается: бороться не с коррупцией, а с Атамбаевым».
К сожалению, имена главных коррупционеров – «суперворов», продолжающих, по сведениям экс-президента, тянуть из государственного бюджета миллиарды, остались им не названными. Инициатива Атамбаева – «сажать» – оказалась запоздалой, «посадки» начались значительно раньше. Причем в числе задержанных и подозреваемых в коррупции оказались люди из ближайшего окружения экс-руководителя страны. Это как раз сегодня и ставится в вину нынешнего: посадили, да не тех.
Президент утверждает, что борьба с коррупцией, став для него приоритетным направлением деятельности, дается нелегко, но в ней не стоит искать политическую подоплеку. «Мы чувствуем сильное противостояние, – признался Сооронбай Шарипович в беседе с корреспондентом информационного агентства 24.kg, – но интересы государства превыше всего».
После февральского заседания Совета безопасности, инициированного Жээнбековым с целью принятия мер в борьбе с коррупцией в судебных, правоохранительных и надзорных органах страны, в списки подозреваемых в коррупции попали 35 высокопоставленных должностных лиц.
Общественность республики давно заприметила, как поссорились Алмазбек Шаршенович и Сооронбай Шарипович. Настроение соотечественников на прошедшем 24 ноября в Бишкеке курултае «Кыргызстан: вчера, сегодня, завтра» по-народному доходчиво передал общественный деятель Азимбек Бекназаров. «Сооронбай Жээнбеков сделал очень неприятный, но очень важный шаг, – сказал оппозиционный политик, пытаясь рассудить бывших соратников. – Он окончательно освободился из-под влияния экс-президента Алмазбека Атамбаева, который предложил его на пост главы государства и поддерживал в этом. И этот шаг, с одной стороны, в кыргызском менталитете восприняли как «нельзя плевать в колодец, из которого пьешь», но, с другой стороны, расценили как «он стал президентом не одного человека, не одной партии, а истинно всенародным президентом»».
С другой стороны, кто имеет право осуждать президента страны за то, что он стал лидером нации, к чему, в общем-то, и призывал президент Атамбаев год назад? В этом многие усматривают главный итог первого года президентского срока Сооронбая Жээнбекова.
Потеряв лидерство и надежду на продолжение своего курса, Атамбаев сожалеет о сделанном им же в 2017 году выборе: «И иногда действительно думаешь: почему я все эти годы его опекал и тащил, ведь реально-то, что сделано?»
Продолжая путь киргизского кочевья
Борьба с коррупцией, по признанию С. Жээнбекова независимому информационному агентству 24.kg, является частью мер по восстановлению доверия народа к власти. Он считает, что в прошедшие годы накопились недочеты, но хорошие дела, начатые раньше, будут продолжены. «В стране, – говорит президент, – должна быть преемственность». Но существует одно «но», которое глава киргизского государства учитывает: «Правители, президенты приходят и уходят, а народ и его многовековое историческое кочевье остается. Именно этот путь я продолжаю и продолжу».
Чувствуется, что Жээнбеков хочет продолжить путь киргизского кочевья с его сплоченностью, единством целей и общностью дел, стремлением к справедливости, что по преданиям поддерживалось во все времена мудростью лидеров. «Это путь страны, народа, который несет свое начало от наших предков» – таково глубокое убеждение нынешнего киргизского лидера.
Стремясь возродить вековые традиции, глава киргизского государства предлагает обществу сделать шаги к сплочению. Встречаясь летом с представителями гражданского сектора, он высказал пожелания «видеть гражданское общество как основного партнера в борьбе с коррупцией», а также внедрить в регионах «социальные, развивающие проекты, инициативы граждан».
Во время недавней встречи президента с бывшими премьер-министрами и спикерами Жогорку Кенеша был поднят вопрос об амнистии для осужденных политиков. Рассказывая об этом, бывший председатель парламента Мукар Чолпонбаев отметил: «Вопрос о задержанных политиках сначала поднял Медеткан Шеримкулов, потом Абдыганы Эркебаев, об этом говорили несколько человек. В ответ было сказано, что «скоро будет амнистия». Когда? Неизвестно. Это делается в интересах государства и достижения согласия. Президент сказал, что согласен с этим и работа в этом направлении ведется».
Оценивая шаги президента на фронте сплочения разобщенной политической элиты, политолог Марс Сариев считает, что «эта инициатива – некая превентивная мера против недовольства общества, мобилизации оппозиции». Ко всему прочему эксперт предлагает «объединить прогрессивных личностей, которые могли бы продвигать реформы».
Для продвижения реформ у нынешней власти Киргизии есть масса поводов. По данным Национального статистического комитета за 2016 год, четверть населения Киргизии, то есть 1,5 млн. человек, проживает за чертой бедности. Принимая во внимание настораживающие цифры статистики, провозглашенный Жээнбековым тезис – «государственная власть должна заботиться и поднять уровень именно бедных» – имеет максимальные шансы получить поддержку у населения страны. Правда, для этого предстоит еще устранить механизмы торможения.
Но прагматичность у киргизского президента все же присутствует. Лучшее подтверждение – например, стремление реализовать идею развития регионов на старте президентской карьеры. Ее воплощение в жизнь началось с объявления 2018 года Годом развития регионов. По замыслу реализация проекта обернется решением целого ряда социальных проблем: созданием рабочих мест, снижением внутренней и внешней миграции, развитием дорожно-транспортной инфраструктуры, укреплением экспортного потенциала регионов, созданием условий для поддержки малого и среднего предпринимательства, привлечением инвестиций, направленных на экономическое развитие регионов.
Объявляя о запуске проекта, Жээнбеков напомнил, что в бытность его премьер-министром были разработаны и приняты Концепция развития регионов, Стратегия обеспечения населения питьевой водой и Программа улучшения ирригации в стране. Им суждено стать основой проекта развития регионов.
Трудность осуществления задуманного заключается в наличии механизмов торможения. В предшествующие годы, по словам президента, «инвестиционный климат не смог достичь необходимого уровня». «Из-за коррупции многие инвестиции ушли в другие страны», – заявил Жээнбеков, выступая 27 июня на заседании Жогорку Кенеша Киргизии с посланием.
Он констатировал: «За четверть века экономика страны не смогла добиться нужного устойчивого развития… Не была обеспечена сохранность исполнения договоренностей. Были откровенные факты рейдерства, а на то, что в нашем обществе начал поднимать голову криминалитет, закрывались глаза».
Сооронбай Жээнбеков быстро стал своим и в кругу лидеров Евразийского союза
Директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов оценил первый год президентства С. Жээнбекова, как относительно успешный. «Президент, – высказал мнение эксперт, – оказался более прогрессивным и продвинутым, чем изначально предполагалось. В целом его ключевые шаги и инициативы общественность восприняла позитивно. Нацеленность на консолидацию общества и антикоррупционные меры получили особую поддержку».
Впрочем, у общественности к президенту до сих пор остаются вопросы по поводу его слов: «В Кыргызстане мечетей больше, чем школ! Это хорошее явление!» Это вносит сомнения: туда ли пойдет Кыргызстан? Ведь развивать экономику страны, двигать проекты могут люди, вооруженные глубокими научными знаниями и практическими навыками, изначально получаемыми в школе.
Кого ждет «кетсин»
Как уже сказано выше, в первую годовщину вступления Жээнбекова в должность президента в Бишкеке собрался курултай общественных, политических и патриотических сил. Его решение гласит: работу Жээнбекова за год президентства признать удовлетворительной.
Что касается Атамбаева, то курултай высказал предложения лишить его неприкосновенности, создать спецкомиссию, которая изучила бы источники его доходов, а также принять меры, чтобы бывший глава государства не смог покинуть страну. В вину ему ставятся «обширные политические репрессии», подавление свободы слова, превращение страны «в игрушку, развитие которой зависело от настроения» экс-президента.
Да и Жээнбекова участники курултая не только похвалили, но и пожурили. Бывший генпрокурор Азимбек Бекназаров сделал замечание: «Борьба президента с коррупцией заслуживает поддержки, но эта борьба идет выборочно и похожа на партизанскую войну».
Тем не менее опальный в эпоху Атамбаева экс-мэр Бишкека Нариман Тюлеев предложил поддержать действующего президента и дать ему время для работы. Так и сказал: «Предлагают дать ему время до 2019 года, но я предлагаю продлить срок до 2020 года и поддержать его». Фактически остался год!
Простые киргизстанцы надеются, что уход с поста президента под возгласы «кетсин» (вон, прочь), как это было у Акаева, Бакиева, а теперь и у Атамбаева, не станет традицией. Будем ждать новых итогов.
Источник