Актеры Московского цыганского театра «Ромэн». ФОТО | IiNews

Московский театр «Ромэн». Какие актеры играют в Московском цыганском театре «Ромэн».

История цыганских коллективов в России уходит корнями в XVIII и XIX века. Уже тогда в Москве и в Санкт-Петербурге выступали хоры русских цыган.

Руководителем и дирижером первого такого объединения был Иван Соколов, одной из певиц — Степанида Степанова, известная как цыганка Стеша. Артисты исполняли цыганские и русские народные песни в собственной обработке. В конце XIX века руководителем хора Николаем Шишкиным была создана театральная труппа. Она появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Спектакль оставался в репертуаре несколько лет. 13 апреля 1887 года в Малом театре впервые была поставлена оперетта Иоганна Штрауса «Цыганский барон» с участием труппы Шишкина. В следующем году состоялась премьера на цыганском языке «Дети лесов» в трех действиях. Представление было организованно только силами коллектива и оставалось на сцене в течение 18 лет.

В 1892 году Николай Шишкин поставил новую оперетту «Цыганская жизнь».

В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски.

После Октябрьской революции в 1918 году в Красной Армии появились цыганские ансамбли. В январе 1923 года в цыганском хоре под управлением дирижера Егора Полякова появилась комсомольская ячейка. В ней состояли пять человек: Дмитрий Михайлов, Георгий Лебедев, Сергей Поляков, Иван Ром-Лебедев, Константин Леонтьев. Они организовали красный уголок в районе Петровского парка. Активисты вели пропаганду о необходимости перехода на оседлый образ жизни, а также стояли у истоков появления цыганского театра. Официально идея о его создании была опубликована в 1930 году в цыганском журнале «Новый путь». Сформулировали ее Георгий и Иван Лебедевы, затем поделились с Моисеем Гольдблатом.

В октябре 1930 года группа обратилась с предложением о создании профессионального театра цыган к первому наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Он поддержал идею и пообещал оказать необходимую помощь.

4 ноября 1930 года на заседании актива по национальному искусству при Наркомпросе РСФСР было принято постановление о создании в Москве «музыкально-драматического индо-ромского театра-студии». По этому поводу в Большом театре был проведен концерт. 25 декабря того же года начались приемные экзамены в студию цыганского театра в помещении Театра сатиры. Приемная комиссия выбирала молодежь, которая исполняла номера без «налета эстрадности, штампов и мелодраматического надрыва». В итоге в труппу было принято более 20 человек.

24 января 1931 года в помещении Центриздата на улице 25 Октября состоялось открытие «Индо-ромэнского театра-студии» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. Также была создана специальная совпартшкола для обучения актеров грамоте, актерскому мастерству, вокалу и игре на музыкальных инструментах. Необходимо было нарабатывать собственный репертуар. Также требовалось поднять дисциплину и отказаться от привычек, приобретенных актерами во время жизни в таборах.

В мае 1931 года было показано первое представление в двух частях: первая часть «Вчера и сегодня» звучала в переводе на цыганском языке, вторая представляла собой инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Представление напоминало выступления агитбригад: были показаны концертные номера и проведено политобозрение современных проблем быта цыган, их прошлого и будущего. Актеры призывали зрителей к трудовой оседлой жизни. Представление получило в прессе положительные отзывы. Режиссером-постановщиком спектакля был Моисей Гольдблат, художником — Александр Тышлер, композитором — Семен Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры театра и в течение 37 лет руководил его музыкальной частью.

6 декабря 1931 года «Ромэн» получил статус профессионального театра. 16 декабря 1931 года был показан трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе цыганского писателя Александра Германо «Жизнь на колесах» о сложном переходе цыган к оседлой жизни — этот день ромэновцы и считают днем рождения своего театра. После премьеры студию переименовали в Цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, а художественным руководителем — Моисей Гольдблат.

Актеры часто выезжали на гастроли по стране и проводили разъяснительную работу среди цыган. Со временем театр начал выходить за рамки узконациональной тематики и говорил об общих проблемах зрителей. По этой причине в репертуаре начали появляться постановки на русском языке. Поначалу аудитории объясняли, что будет происходить на сцене, затем показывали пьесы на двух языках или оставляли отдельные реплики и песни на цыганском языке. В спектакле «Цыганы» по Александру Пушкину артисты говорили по-цыгански до тех пор, пока в таборе не появлялся Алеко. После этого все говорили по-русски.

13 сентября 1937 года художественным руководителем театра был назначен Михаил Яншин, который был женат на приме Надежде Киселевой, выступавшей под псевдонимом Ляля Черная. В годы его руководства «Ромэн» обрел мхатовскую драматическую школу и начал ставить спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков: «Грушенька» по Николаю Лескову, «Макар Чудра» Максима Горького, «Олеся» по Александру Куприну, «Кармен» по Просперу Мериме и другие.

С 1940 года спектакли стали идти полностью на русском языке.

В июне 1941 года театр был на гастролях в Свердловске, и с началом Великой Отечественной войны переключился на обслуживание мобилизационных пунктов, частей Красной Армии, госпиталей, прифронтовой зоны. Актеры выступали перед новобранцами. Позднее концертные группы театра выступали на фронте, в бронепоездах, на военных кораблях, в воинских эшелонах, на открытых площадках перед тысячными аудиториями и перед небольшими группами солдат в минуты затишья. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке со спектаклями для моряков Тихоокеанского флота.

Во время войны театр показал около 1200 спектаклей и провел 700 шефских концертов. На средства труппы был построен тяжелый бомбардировщик «Ромэновец». После ухода Михаила Яншина в 1942 году театр возглавил профессор Московской консерватории имени Чайковского Петр Саратовский.

С 1957-го театром руководил режиссер Семен Баркан. Он создал молодежную студию, привлек новых актеров, поставил несколько спектаклей. С объединением сотрудничал режиссер Анхель Гутьеррес, сценографией его спектаклей занимался испанский художник и скульптор Альберто Санчес. С 1963 по 1965 годы театром руководил Михаил Сидоркин, затем к руководству вернулся Семен Баркан.

В 1969 году «Ромэн» переехал на Ленинградский проспект, в здание отеля «Советский»: в XIX веке на месте отеля располагался ресторан «Яръ», который был центром цыганской культуры в Москве.

26 июня 1976 года состоялась премьера спектакля «Мы — цыгане», авторами которого были Иван Ром-Лебедев и Николай Сличенко, который в 1977 году стал главным режиссером, а затем и художественным руководителем театра. Через год при Московском музыкальном училище Гнесиных была создана цыганская студия. Театр гастролировал по Японии, Франции, Австрии, Турции, Индии, Югославии и другим странам. Каждый раз во время гастролей одна из актрис театра выходила замуж за иностранца и оставалась в его стране. После нескольких лет Николай Сличенко в шутку заявил, что в ближайшие годы коллектив останется в СССР, так как режиссер не хочет оставить театр без актрис.

В 1981 году «Ромэн» наградили орденом Дружбы народов.

В 2005-м в Высшем театральном училище имени Щукина была создана цыганская студия, где готовят новых актеров для «Ромэн». Первым ее возглавил Николай Сличенко.

В 2005 году была проведена реконструкция театра, средства на которую выделил Комитет по культуре правительства Москвы. Зал был расширен до 700 мест, реконструирован балкон, были заменены кресла и установлено новое звуковое и световое оборудование. В октябре 2014-го вновь была проведена реставрация здания театра и вспомогательных строений. В ходе работ обновили фасады и восстановили декор эпохи модерна 1920-х на старинных парадных дверях, реконструировали инкрустированный пол. Зал был оснащен современным оборудованием, установлены новые кресла. Проведены работы по усилению фундаментов и сводчатого перекрытия подвала, замене перекрытий и конструкций сцены и деревянных элементов стропил на стальные. Утеплили стены и кровлю. На обновленной сцене 27 декабря 2014 года худрук, народный артист СССР Николай Сличенко отметил 80-летний юбилей.

После смерти Николая Сличенко 2 июля 2021 года директором театра стал народный артист РФ Николай Сергиенко.

Труппа Московского цыганского театра «Ромэн»


  • Луиза Аббасова

  • Валерий Басов

  • Наталья Бизева

  • Павел Бобров-мл.

  • Артур Богданов

  • Сергей Богданов

  • Радмила Богданова

  • Каролина Бузылева

  • Артур Булдыженко

  • Борис Василевский

  • Анастасия Грохольская

  • Роман Грохольский

  • Арсен Дарчинянц

  • Раиса Демент

  • Мануэль Джелакаев

  • Ольга Джелакаева

  • Эдуард Домбровский

  • Мадина Дубаева

  • Вера Жемчужная

  • Екатерина Жемчужная

  • Ольга Жемчужная

  • Андрей Жемчужный

  • Стэфэн Киященко

  • Артур Лекарев

  • Николай Лекарев-мл.

  • Анжела Лекарева

  • Олег Манциленко

  • Ирэна Морозова

  • Нина Муштакова

  • Линда Оглу

  • Мария Оглу

  • Моисей Оглу

  • Надежда Оглу

  • Патриция Оглу

  • Сулейман Оглу

  • Аделина Плахотная

  • Алмаза Плахотная

  • Татьяна Репина

  • Александр Рубенчик

  • Ольга Сличенко

  • Виталий Страшинский

  • Сергей Сураков

  • Борис Тарасов

  • Дана Туманская

  • Татьяна Черная

  • Семен Чунгак

  • Патрина Шаркози

  • Николай Шишков

  • Ольга Янковская

  • Петр Янышев

  • Валерия Янышева

Репертуар Московского цыганского театра «Ромэн»:

  • «Али-Баба и 40 разбойников»;
  • «Бриллианты и любовь», режиссер Николай Лекарев;
  • «Графиня-цыганка», режиссер Николай Сличенко и Николай Сергиенко;
  • «Грушенька», режиссер Николай Сличенко;
  • «Горячая кровь», режиссер Семен Баркан;
  • «Дрома ромэн»;
  • «Живой труп», режиссер Николай Сличенко;
  • «Жизнь на колесах», режиссер Моисей Гольдблат;
  • «За дружеской беседою», режиссер Семен Баркан;
  • «Закон предков», режиссер Семен Баркан;
  • «Здравствуй, Пушкин!», режиссер Георгий Жемчужный и Андрей Жемчужный;
  • «Кармен», режиссер Моисей Гольдблат;
  • «Клятва», режиссер Николай Сергиенко;
  • «Колдовская любовь», режиссер Георгий Жемчужный;
  • «Колокола любви», режиссер Георгий Жемчужный;
  • «Криминальный талант», режиссер Николай Сличенко;
  • «Кровавая свадьба», режиссер Михаил Яншин;
  • «Любовь и Время. Цыганская Легенда», режиссер Павел Бобров;
  • «Маша и Медведь»;
  • «Мы — цыгане!», режиссер Николай Сличенко;
  • «Непоклонов», режиссер Николай Сличенко;
  • «Огненные кони», режиссер Николай Сличенко;
  • «О тех, кто любит», режиссер Семен Баркан;
  • «От цыганского хора до театра»;
  • «Ослепленные»;
  • «Подкова счастья», режиссер Николай Лекарев;
  • «Поющие струны души», режиссер Николай Сергиенко;
  • «Принцесса Кристана», режиссер Николай Сличенко и Семен Чунгак;
  • «Птицам нужно небо», режиссер Николай Сличенко;
  • «Родился я в таборе», режиссер Семен Баркан;
  • «Ром Баро», режиссер Семен Баркан;
  • «Сердце цыганки», режиссер Семен Баркан;
  • «Сломанный кнут», режиссер Семен Баркан;
  • «Таборные игры», режиссер Николай Сличенко;
  • «Тайна голубого камня»;
  • «У нас сегодня концерт», режиссер Николай Сличенко;
  • «Цыган и в Африке цыган», режиссер;
  • «Цыганка Аза», режиссер Семен Баркан;
  • «Цыганская невеста», режиссер Николай Сличенко и Николай Лекарев;
  • «Цыганский рай», режиссер Павел Бобров;
  • «Цыган», режиссер Семен Баркан;
  • «Цыганы», режиссер Михаил Яншин;
  • «Четыре жениха», режиссер Семен Баркан;
  • «Щелкунчик и Мышиный Король»;
  • «Юбилейный вечер Ирэны Морозовой».

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !