Государственный академический Малый театр России в Москве. Какие актеры играют в Малом театре.
Государственный академический Малый театр России — драматический театр в Москве. Один из старейших театров России, сыгравший выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Первый спектакль в Малом театре состоялся 14 (26 по новому стилю) октября 1824 года. Театра расположен в центре Москвы по адресу Театральный проезд, д. 1.
История создания Малого театра
Труппа театра была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после указа императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение в стране профессионального театра: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Возглавил Вольный русский театр при университете известный поэт и драматург М. М. Херасков. С 1759 года театр, ставший публичным, получил название Университетского; в нем играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 годы, претерпев некоторые изменения и объединившись с другими труппами, он стал называться Московским Российским театром.
В 1759 году итальянский антрепренер Локателли недалеко от нынешнего Казанского вокзала построил, как ее называли, комедийную «хоромину»; первый спектакль состоялся 21 мая 1760 года — комедия де Грена «Новоприезжие». Но московская публика еще не была готова к пониманию и принятию сценического искусства и в 1761 году лучшие актеры были отозвану в Санкт-Петербург.
Затем московскую труппу создал полковник Н. С. Титов, но и она долго не просуществовала. По высочайшему повелению в Москве началось строительство помещения для сценических постановок. Однако здание, едва успев быть построенным, сгорело. Дело продолжил английский инженер и антрепренер Майкл Медокс, создав в 1780 году свой частный Петровский театр. Разорившись, Майкл Медокс вынужден был отдать театр в пользу казны, ему же самому была назначена пожизненная пенсия.
В созданном драматическом Большом Петровском театре в Москве 15 января 1787 года прошла первая русская постановка «Женитьбы Фигаро» в переводе А. Лабзина под названием «Фигарова женитьба» — до этого пьеса шла на русской сцене, но в исполнении французской труппы. Репертуар театра состоял из лучших произведений русской и мировой литературы, ставились пьесы самых известных авторов: Д. Фонвизина, И. А. Крылова, Ж. Б. Мольера, Бомарше, Р. Шеридана и Карло Гольдони. На сцене блистали актеры В. П. Померанцев и А. А. Померанцева, Я. Е. Шушерин, П. А. Плавильщиков, чета Сила Николаевич и Елизавета Семеновна Сандуновы.
В начале царствования императора Александра I, вместе с общим подъемом общественной жизни ожило и совсем было упавшее при Павле театральное искусство. В эти годы труппа пополнялась актерами крепостных театров.
В 1805 году здание сгорело. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров, куда поступили артисты бывшего Петровского театра. В 1806, театр приобрел статус казенного, войдя в систему императорских театров. Таким образом, актеры, поступившие в труппу из крепостных театров, сразу освобождались от крепостной зависимости. Сама политическая обстановка в стране к этому не располагала. Страну сотрясали нестабильность и военные конфликты со Швецией и Турцией. В 1812 году была война с Наполеоном. Прошло еще несколько лет, когда архитектор Осип Бове был приглашен на строительство в Москве театрального здания. Еще в 1803 году произошло разделение трупп на оперную на драматическую. В этом разделении огромную роль сыграл Катерино Кавос, ставший по сути дела, основателем русской оперы. Однако на самом деле опера и драма еще долго соседствовали рядом.
До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым. В 1824 году по проекту Бове архитектор А. Ф. Элькинский перестроил для театра особняк купца Варгина, это здание на Петровской (ныне Театральной) площади и стало постепенно называться Малым театром, и поныне несет это имя. Первоначально здание было более узким из-за чрезмерной ширины Неглинного проезда. В 1838-1840 годах, после того, как были выкуплены примыкавшие участки, архитектор Константин Тон достроил здание до существующего ныне объема и полностью изменил внутреннюю планировку.
Первый спектакль в Малом театре состоялся 14 (26) октября 1824 года. Авторами представления были князь А. А. Шаховской и балетмейстер Дидло. В заключении вечера был показан одноактный балет Антуана Дюпона, поставленный А. П. Глушковским.
Один из важных периодов в истории развития Малого театра связан с именем П. С. Мочалова. В 1822 в труппу пришел уже известный по провинциальным антрепризам бывший крепостной актер М. С. Щепкин.
Для Малого театра писали И. С. Тургенев, А. В. Сухово-Кобылин, многие другие авторы. Но особое значение для Малого театра имел Александр Николаевич Островский. Его пьесы принесли Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Новые реформаторские театральные позиции Островского — бытописательство, отход от пафосности, важность всего ансамбля актеров, а не единого главного героя и т. д. — приводили к конфликтам с приверженцами прежних традиций. Но эти новаторские для того времени идеи Островского уже были затребованы временем. Все его 48 пьес были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Он сам неоднократно участвовал в репетициях, дружил с актерами, а некоторые его пьесы были сочинены специально на определенных исполнителей Малого театра, по их просьбам, для их бенефисов.
Для бенефисов Прова Михайловича Садовского были впервые поставлены две пьесы Островского — «В чужом пиру похмелье» — 9 января 1856 года, «Горячее сердце» — 15 января 1869 года. Пьеса «Гроза» была поставлена 16 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева, а в бенефис его супруги, актрисы Екатерины Николаевны Васильевой, 14 октября 1863 года в Малом театре впервые была поставлена пьеса «Доходное место». Премьера пьесы «На бойком месте» состоялась на сцене Малого театра 29 сентября 1865 года в бенефис Рассказова.
«Бесприданница» первый раз прошла 10 ноября 1878 года в бенефис актера Н. И. Музиля. В пьесе «Без вины виноватые», 1884, роль Незнамова была написана Островским специально для артиста Малого театра Рыбакова.
С триумфального дебюта в роли Эмилии (Г. Э. Лессинг, «Эмилия Галотти») 30 января 1870 года началась театральная карьера великой русской трагической актрисы Марии Ермоловой, блиставшей затем в других ролях: Лауренсия — «Овечий источник» Лопе де Вега, Мария Стюарт — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера; Жанна д’Арк — «Орлеанская дева» этого же автора; Катерина в «Грозе», Негина в «Талантах и поклонниках», Кручинина в «Без вины виноватые».
На рубеже XIX-XX веков страна переживала тяжелый кризис, он затронул и театральную жизнь. Малый театр искал новые пути развития. Актер и режиссер А. П. Ленский создал в 1898 году Новый театр — филиал Малого театра.
Новый театр открыт в 1898 году Дирекцией Императорских театров в помещении арендованного казной Шелапутинского театра. Там ставились не только драматические спектакли, но и музыкальные: оперы и балеты. Предназначался он для работы молодежи казенных императорских театров Москвы, не находившей применения из-за разросшихся трупп в Большом и Малом театрах. А. П. Ленский перенес в Новый театр для исполнения начинающими артистами со сцены Малого театра 14 своих постановок, в том числе 8 пьес А. Н. Островского, «Женитьбу» Н. В. Гоголя и других. В 1905 году Новому театру формально было дано право на самоопределение, но из самостоятельной жизни театра ничего не получилось. В 1907 году Новый театр был упразднен. Остатки труппы в 1909 году возглавил А. И. Южин.
Во время революции 1917 года помещение Малого театра было разгромлено, а имущество расхищено, однако усилиями А. И. Южина деятельность театра достаточно скоро возобновилась. Осенью 1918 года труппа театра работала в помещениях театра-варьете «Альказар» и театра Рогожско-Симоновского совдепа. В том же году при театре открывается театральная школа (с 1938 года — Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, с 1943 года — ВУЗ), а в 1919 году Малому театру присвоено звание академического.
В 1920-е годы вся страна была захвачена пролетарским театральным движением «Синяя блуза». Тем не менее Малый театр оставался верен своим традициям. И в это же самое время по стране звучат призывы отказаться от всего прежнего, старого, не пускать в обновленную революцией жизнь оплот буржуазно-дворянской культуры. Под воздействием этих призывов Малый театр мог быть закрыт, но на его защиту встал первый нарком Просвещения А. В. Луначарский.
В 1929 году у дверей Малого театра был установлен памятник Островскому (скульптор Н. Андреев, архитектор Ф. Шехтель).
Репертуар театра 1930-1940 годов в основном состоял из возвращения к классике, исполнявшейся когда-то прежде всего на подмостках самого же Малого театра в годы, когда и сам Малый театр, и авторы несли новые реформаторские идеи. Ставятся пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского.
В октябре 1941 года театр был эвакуирован в Челябинск и размещен в здании Драматического театра. В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал. В 1946 году архитектором А. П. Великановым была проведена реконструкция здания театра.
Современное поколение артистов и режиссеров Малого театра отличается приверженностью его богатым традициям и опирается на опыт предшественников. Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А. Н. Островского.
Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.
С 1988 года художественный руководитель театра — народный артист СССР, лауреат Государственных премий РФ Юрий Мефодьевич Соломин.
Труппа Малого театра
-
Юрий Соломин -
Светлана Аманова -
Александр Коршунов -
Валерий Бабятинский -
Алексей Кудинович -
Ирина Муравьева -
Василий Бочкарев -
Алена Охлупина -
Евгения Глушенко -
Владимир Дубровский -
Алефтина Евдокимова -
Людмила Полякова -
Сергей Еремеев -
Владимир Сафронов -
Юрий Каюров -
Людмила Титова -
Александр Клюквин -
Елена Харитонова -
Виталий Коняев -
Лилия Юдина -
Зинаида Андреева -
Клавдия Блохина -
Борис Невзоров -
Виктор Бунаков -
Виктор Низовой -
Владимир Носик -
Александр Вершинин -
Сергей Вещев -
Глеб Подгородинский -
Василий Зотов -
Инесса Рахвалова -
Инна Иванова -
Татьяна Скиба -
Юрий Ильин -
Петр Складчиков -
Сергей Кагаков -
Наталья Титаева -
Сергей Тезов -
Дмитрий Кознов -
Ирина Тельпугова -
Татьяна Короткова -
Ольга Чуваева -
Татьяна Лебедева -
Людмила Щербинина -
Петр Абрамов -
Ольга Абрамова -
Денис Курочка -
Варвара Андреева -
Евгений Куршинский -
Мария Андреева -
Дмитрий Лабуш -
Виктор Андрианов -
Ирина Леонова -
Любовь Аникеева -
Андрей Манке -
Алексей Анохин -
Дмитрий Марин -
Евгений Арановский -
Михаил Мартьянов -
Екатерина Базарова -
Филипп Марцевич -
Александр Белый -
Галина Микшун -
Наталья Боронина -
Лидия Милюзина -
Клавдия Моисеева -
Наталья Верещенко -
Ольга Молочная -
Сергей Видинеев -
Игорь Григорьев -
Дарья Подгорная -
Евгения Дмитриева -
Екатерина Порубель -
Олег Доброван -
Сергей Потапов -
Полина Долинская -
Юлия Сафронова -
Александр Дривень -
Григорий Скряпкин -
Любовь Ещенко -
Дмитрий Солодовник -
Анна Жарова -
Людмила Суворкина -
Ольга Жевакина -
Алексей Фаддеев -
Ирина Жерякова -
Михаил Фоменко -
Петр Жихарев -
Дмитрий Зеничев -
Максим Хрусталев -
Александра Иванова -
Наталья Швец -
Тимофей Каратаев -
Константин Юдаев -
Степан Коршунов
Репертуар Малого театра:
- 1900-й. ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ, Алессандро Барикко;
- БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК, А.Н.Островский;
- БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ, А.Н.Островский;
- БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (ЯЛТА-45), Л.Свенссон;
- БУРАТИНО, А.Н.Толстой;
- ВАРВАРЫ, М.Горький;
- ВИЗИТ СТАРОЙ ДАМЫ, Ф.Дюрренматт;
- ВИШНеВЫЙ САД, А.П.Чехов;
- ВЛАСТЬ ТЬМЫ, Л.Н.Толстой;
- ВОЛКИ И ОВЦЫ, А.Н.Островский;
- ВОСЕМЬ ЛЮБЯЩИХ ЖЕНЩИН, Робер Тома;
- ВСЕГДА ЗОВИТЕ ДОЛЛИ!, Т.Уайлдер;
- ГОРЕ ОТ УМА, А.С.Грибоедов;
- ДАЛЬШЕ — ТИШИНА, Вина Дельмар;
- ДЕНЬ НА ДЕНЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ, А.Н.Островский;
- ДЕТИ ВАНЮШИНА, С.А.Найденов;
- ДОХОДНОЕ МЕСТО, А.Н.Островский;
- ЖЕНИТЬБА, Н.В.Гоголь;
- ЗОЛУШКА, Евгений Шварц;
- ИГРОКИ, Н.В.Гоголь;
- ИДИОТ, Ф.М.Достоевский;
- КОРОЛЬ ЛИР, У.Шекспир;
- КРАСАВЕЦ МУЖЧИНА, А.Н.Островский;
- МАСКАРАД, М.Ю.Лермонтов;
- МеРТВЫЕ ДУШИ, Н.В.Гоголь;
- МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ, И.С.Тургенев;
- МЕТЕЛЬ, А.С.Пушкин;
- МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ, Ж.Б.Мольер;
- МОЛОДОСТЬ ЛЮДОВИКА XIV, А.Дюма-отец;
- НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ, А.Н.Островский;
- НЕ ВСе КОТУ МАСЛЕНИЦА, А.Н.Островский;
- НЕДОРОСЛЬ, Д.И.Фонвизин;
- ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА, Г.Гауптман;
- ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЧЕХОВА по рассказам А.П. Чехова;
- ПеТР I, Д.С.Мережковский;
- ПИКОВАЯ ДАМА, А.С.Пушкин;
- ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ, А.Н.Островский;
- ПОСЛЕДНИЙ СРОК, В.Г.Распутин;
- ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА, А.Н.Островский;
- ПРАВДА — ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ, А.Н.Островский;
- ПРИКЛЮЧЕНИЯ НОВОГОДНИХ ИГРУШЕК;
- РЕВИЗОР, Н.В.Гоголь;
- РЕТРО, Александр Галин;
- РОЖДЕСТВО В ДОМЕ КУПЬЕЛЛО, Эдуардо Де Филиппо;
- СВАДЬБА, СВАДЬБА, СВАДЬБА!, А.П.Чехов;
- СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ, А.Н.Островский;
- СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, А.С.Пушкин;
- СЛУГА ДВУХ ГОСПОД, Карло Гольдони;
- СМУТА. 1609-1611 гг., В.Р.Мединский;
- СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА, Е. Шварц (по Г.Х. Андерсену);
- ТАИНСТВЕННЫЙ ЯЩИК, П.А.Каратыгин;
- ТАЙНЫ МАДРИДСКОГО ДВОРА, Э.Скриб, Е.Легуве;
- ТАРТЮФ, Ж.Б.Мольер;
- ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ», Теннесси Уильямс;
- ТРИ СЕСТРЫ, А.П.Чехов;
- ФИЗИКИ, Ф.Дюрренматт.
Источник