6 эффективных советов, как справиться с буллингом: причины, виды и признаки | IiNews

Отправляя своих детей в школу, родители свято верят в то, что они там прилежно грызут гранит науки, впитывают в себя новые знания и весело общаются со сверстниками, а их физическому и психическому здоровью ничего не угрожает. На самом же деле далеко не все школьники могут думать об учебе или радостно болтать с друзьями на переменах, ведь некоторые из них становятся объектами постоянных насмешек и издевательств со стороны одноклассников или старшеклассников.

Хотя травля в школе существовала всегда, но только недавно это явление начали называть английским словом «буллинг». Несмотря на то, что данная проблема в современном обществе имеет широко распространенный характер, в нашей стране она до сих пор в должной мере не обсуждается, не исследуется и не освещается в средствах массовой информации.

Статистические данные гласят, что на сегодняшний день в Российской Федерации около 45% 11-летних и около 28% 15-летних детей сталкивались с травлей, насмешками, издевательствами и агрессивным преследованием в учебном заведении.

Кто-то кого-то задирает и преследует, пытаясь самоутвердиться, показать характер и поднять свой авторитет среди ровесников, а кто-то становится жертвой такой травли, замыкается в себе, испытывает острое чувство одиночества, превращается в запуганного и несчастного ребенка без веры в собственные силы и светлое будущее.

Что такое буллинг в школе простыми словами? Какие основные причины, виды и признаки школьного буллинга существуют? Как помочь ребенку решить эту проблему, избавиться от накопившегося внутри негатива и вернуться к полноценной жизни? Предлагаем вашему вниманию 6 эффективных и дельных рекомендаций, благодаря которым школьник перестанет быть объектом издевательств, придирок и насмешек со стороны агрессивных одноклассников!

Школьный буллинг (в переводе с английского «быковать», «издеваться», «запугивать», «задирать», «демонстрировать заносчивость») – специфический вид насилия в условиях замкнутой социальной группы, когда один школьник или группа школьников систематически и на регулярной основе угрожает или физически нападает на более слабого в физическом и моральном плане ученика или группу учеников. Основные критерии буллинга в школе – злой умысел, систематичность издевательств и неравное распределение сил между обидчиком и жертвой.

Первым человеком, который поднял этот вопрос и привлек внимание мировой общественности к проблеме травли в школе, стал скандинавский ученый Девид Олвеус. Произошло это знаменательное событие в 70-х годах прошлого столетия.

Чем буллинг отличается от обычного детского баловства? Многих детей в свое время дразнили друзья по двору, старшие братья или сестры, так почему же им становится так жутко и неприятно, когда это делают одноклассники? Все дело в том, что в первом случае все происходило в обоюдной, дружеской и игровой форме. Дети просто развлекаются и балуются, поэтому подобного рода обиды зачастую не наносят никакого вреда детской психике.

Одноклассники же, которые являются организаторами травли или буллерами, постоянно демонстрируют оскорбительное и заносчивое поведение, а их злые и обидные словесные уколы превращаются в издевательства. Жертва буллинга не в состоянии понять, что при помощи такого агрессивного поведения обидчик пытается скрыть свою неполноценность, поэтому она никак не может защитить себя от этих нападок и всепоглощающего чувства вины, которое накрывает её с головой после очередного эпизода травли в школе.

Существует множество мотивов буллинга. Самыми распространенными из них являются следующие мотивы: борьба за власть, зависть, желание унизить или запугать жертву, чувство неприязни, демонстрация преимущества над соперником с целью его нейтрализации, стремление выглядеть круто и быть в центре всеобщего внимания, стремление поразить или удивить сверстников и старшеклассников, стремление «приколоться» или дать разрядку своей нервной системе и т.д.

Иногда мотивом буллинга выступает месть. Происходит это тогда, когда буллером становится бывшая жертва, желающая отомстить обидчику за причиненные страдания и боль.

Основные виды школьного буллинга

Буллеры, желая оскорбить честь и достоинство своей жертвы, используют такие распространенные виды насилия, как эмоциональный, физический, экономический, сексуальный и виртуальный буллинг.

✎ Эмоциональный буллинг включает в себя насмешки, угрозы, критику, бесконечные замечания, присвоение обидных прозвищ и кличек, принуждение к тем действиям, которые жертва не имеет никакого желания совершать, унижение в присутствии свидетелей, социальную изоляцию, распространение сплетен и слухов, бойкот, избегание, манипуляцию дружбой, дискриминацию по социальным и национальным признакам, нецензурную брань, подчеркивание физических недостатков, умышленное доведение жертвы до стресса или нервного срыва, унизительные надписи в общественных местах или на классной доске, нашептывание оскорблений, распространение записок и т.д.

✎ Физический буллинг включает в себя подзатыльники, шлепки, нанесение ударов, щипки, пощечины, толчки, пинки, избиение и т.д.

✎ Экономический буллинг включает в себя отнятие и порчу личных вещей жертвы, отбирание денег и вымогательство, повреждение имущества, принуждение к воровству чужого имущества с целью возложение вины исключительно на жертву буллинга и т.д.

✎ Сексуальный буллинг включает в себя совращение жертвы буллером для получения выгоды или удовлетворения собственных сексуальных потребностей, вовлечение жертвы в проституцию или порнобизнес, подглядывание за жертвой, демонстрацию жертве половых органов или ягодиц и т.д.

✎ Виртуальный буллинг или кибербуллинг включает в себя систематические анонимные звонки и/или сообщения с оскорблениями и угрозами, съемки компрометирующих фотографий и видеороликов и/или их последующую публикацию в социальных сетях, отправление анонимных угроз или оскорблений в общем чате, создание групп для намеренного игнорирования жертвы, выстраивание фальшивых дружеских отношений в личной переписке или общем чате, рассылка негативных электронных писем, взлом аккаунтов жертвы в социальных сетях, написание обидных комментариев под фотографиями или видеороликами, создание фальшивого профиля в социальных сетях для третирования жертвы и т.д.

Основные причины школьного буллинга

Существует множество причин, способствующих процветанию буллинга в учебных заведениях. Очень часто самое непосредственно влияние на это явление оказывают семейная атмосфера и микроклимат того учебного заведения, где дети получают образование.

К основным причинам возникновения буллинга в школе можно отнести следующие факторы: неадекватная или заниженная самооценка, низкий уровень воспитания ребенка, злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими веществами, компьютерными играми, высокий уровень импульсивности, низкий уровень чувства самосохранения у школьника, желание соответствовать социальной группе или сохранить статус в этой группе, зависящая от индивидуальных характеристик внутриличностная агрессия школьника.

 Часто дети становятся жертвами буллинга в школе из-за таких причин: желание буллера доминировать над другими живыми существами, слабая успеваемость в школе и большое количество прогулов, предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, который включает в себя определенные проявления собственной агрессии или же определенные наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении, появление второго ребенка в семье или смена воспитателей (появление отчима или мачехи, усыновление), сексуальное и семейное насилие.

Буллинг в школе может возникнуть и из-за внутрисемейных конфликтов, низкого социально-экономического статуса семьи буллера или жертвы, полного равнодушия или гиперопеки со стороны родителей или других значимых взрослых фигур, ранних сексуальных контактов, ранней беременности, завышенных и не соответствующих возможностям и способностям школьника требований к успеваемости, приводов в полицию или ранней судимости и т.д.

Способствуют буллингу в школе и такие факторы, как наличие в классе признанного лидера, отсутствие контроля за поведением школьников на переменах со стороны учителей, возникновение острого конфликта между двумя одноклассниками под влиянием внешних поводов, являющихся провоцирующими для буллера, нежелание учителей брать на себя ответственность за агрессивное поведение учеников, унижение учителем того ученика, который не успевает или преуспевает в учебе, привилегированное отношение учителя к заискивающим ученикам, саркастические или негативные высказывания учителя по поводу происхождения или внешности ученика, угрожающие или устрашающие выражения или жесты со стороны учителя и т.д.

Основные признаки буллинга в школе

Зачастую жертвы буллинга никому не рассказывают о том, что в школе над ними издеваются. Но распознать буллинг все же можно, если хорошенько присмотреться к поведению и настроению ребенка.

Хотя на буллинг все дети реагируют по-разному, но при наблюдении за жертвами травли в школе можно обнаружить такие поведенческие и эмоциональные особенности: агрессивность по отношению к другим детям и взрослым, дистанцированность от детей и взрослых, нежелание обсуждать тему буллинга, страх и напряженность при появлении одноклассников или сверстников, раздражительность и обидчивость, печаль, грусть, неустойчивое настроение, чувство беспомощности, снижение чувства собственного достоинства и т.д.

Какие же основные признаки школьного буллинга существуют? Ребенок превращается в испуганный, подавленный и апатичный клубочек негативных эмоций. Он непроизвольно вздрагивает от резких движений или от приближения обидчика. Ему часто снятся кошмары. У жертвы буллинга постепенно развиваются разного рода страхи, фобии и комплексы.

Школьник очень часто ведет себя агрессивно по отношению к животным или людям, сквернословит и дерется. Со временем ребенок начинает бояться ходить в школу. У него регулярно появляются ссадины, царапины, синяки, травмы и разного рода повреждения, если речь идет о физическом буллинге.

Жертва часто болеет и пропускает уроки, имеет несчастный внешний вид и является постоянным объектом насмешек и шуток. У такого школьника отсутствуют друзья, никто не хочет сидеть с ним за одной партой, на переменах никто с ним не общается, никто не зовет в гости, не приглашает на день рождения и т.д.

Очень часто жертва буллинга «теряет» личные вещи или приходит в школу с подранными вещами, а на переменах проводит время в полном одиночестве. У такого ребенка успеваемость резко снижается. Когда он приходит в школу с невыученными уроками, то на вопрос учителя о том, почему так получилось, он отвечает, что ему было не у кого спросить домашнее задание.

Ребенок, ставший объектом травли со стороны одноклассников или старшеклассников, начинает демонстрировать саморазрушающее поведение: обвиняет или травмирует самого себя, думает о самоубийстве, убегает из дома, запугивает младших сестер или братьев и т.д.

Как справиться со школьным буллингом: 6 эффективных рекомендаций

Буллинг, как и грипп, имеет одну особенность: чем раньше его замечаешь, тем проще от него избавиться. Эффективно снизить уровень школьного буллинга помогут лишь системные действия на самых разных уровнях.

На уровне страны должны разрабатываться специальные программы борьбы с буллингом в школах. Благодаря результатам метаанализа исследований можно сделать вывод, что в Великобритании, США, странах Скандинавии и других государствах, где созданы и распространены государственные программы предотвращения детской травли, показатели школьного буллинга, по сравнению с остальными странами, на 20-25% ниже.

1. Улучшение микроклимата в учебном заведении

Чтобы улучшить микроклимат в школе и не дать возможности буллерам навязывать свой стиль общения всему классу, следует закрепить в школьном уставе справедливые, четкие и единые для всех учеников правила поведения. Желательно, чтобы школьники принимали самое активное участие в создании этого устава.

Кодекс поведения обязан обладать непреложным характером, ведь в тех детских коллективах, где агрессия не только осуждалась, но и влекла за собой последствия негативного характера в виде определенного наказания, проявлений буллинга становилось намного меньше. Класс просто не воспринимал издевательства как способ решения возникших проблем. Обидчикам приходилось искать другие варианты для решения тех или иных вопросов или конфликтных ситуаций.

2. Формирование доверительных отношений между учителями и детьми

Конструктивные и доверительные отношения между учителями и школьниками снижают риски виктимизации. Школьники, ставшие жертвами буллинга, не боятся обратиться за помощью к преподавателям, так как точно знают, что этим взрослым можно доверять. В тех коллективах, где учителя и другие взрослые стопроцентно вмешиваются в конфликты учеников, травли становится намного меньше.

Основная проблема же заключается в том, что далеко не всегда жертвы буллинга обращаются за помощью к учителям. Хотя школьнику и необходима поддержка взрослых людей, но обычная просьба о помощи может стать для подростка реальным стрессом.

Жертва буллинга, решая, стоит ли ей обсуждать эту тему с учителем, оценивает возможные негативные последствия. Школьники боятся обращаться за помощью к учителям по трем причинам: из-за желания самостоятельно решить вопрос, из-за собственной слабости и из-за неодобрения одноклассников. У многих школьников поиск помощи ассоциируется с потерей самоуважения и снижением социального статуса.

Именно поэтому первичная реакция учителя на первое упоминание ученика о пережитом издевательстве критически важна. Несерьезное, высокомерное или безразличное отношение к такому разговору может привести к тому, что подросток замкнется в себе и будет в одиночестве переживать полученную в результате буллинга психическую травму.

3. Перевоспитание буллера

Чтобы направить энергию буллера в нужное русло, следует донести до него всю серьезность вреда, который он своими действиями наносит другим детям. Необходимо дать понять обидчику, какие эмоции и чувства испытывают жертвы его издевательств и насмешек.

Буллеру не только нужно вернуть ответственность за совершенные им действия и поступки, но и дать возможность исправить сложившуюся в детском коллективе ситуацию. Если агрессор испортил какую-то вещь жертвы, то можно ставить вопрос о компенсации испорченного имущества. Если же буллинг выражался в распускании сплетен и слухов, то обидчик должен официально их опровергнуть и публично извиниться перед своей жертвой.

Психолог, учитель, родитель или другой значимый для буллера взрослый ни в коем случае не должен унижать инициатора травли или делать ему больно. Такое поведение в будущем приведет еще к большей агрессии.

Так как многие буллеры обладают ярко выраженными лидерскими качествами и коммуникативными способностями, то их необходимо использовать во благо: привлечь к организации тех или иных школьных событий, заинтересовать в помощи с учебой тем ученикам, которые в этом нуждаются и т.д. Если есть возможность, то агрессоров следует отдавать на поруки ребятам постарше, ведь так им будет намного легче не выходить за рамки установленных правил.

В рамках профилактической работы очень важно доносить до буллеров разницу между лидерством и доминированием. Активные школьники, не осознавая этой разницы, часто перегибают палку в процессе взаимодействия с другими учениками и начинают причинять им боль.

4. Поиск подходящего круга общения

Учителям следует разделять жертв и обидчиков в пространстве класса так, чтобы они как можно меньше взаимодействовали друг с другом. Тем же детям, которые ощущают свою уязвимость и беззащитность, необходимо помочь отыскать подходящий круг общения. Именно в этом кругу жертвы буллинга смогут испытать чувство принадлежности к определенной социальной группе.

Процесс поиска подходящего круга общения страдающим от школьной травли детям отличается особой сложностью. Поэтому учителю стоит подумать о том, чтобы объединить свои усилия со штатным психологом, коллегами и родителями.

Можно попробовать вовлечь жертву буллинга в ту деятельность, благодаря которой она сможет повысить уровень собственной значимости. Это могут быть спортивные секции, кружки по интересам, проекты в сфере волонтерства или современного искусства и т.д.

Подходящий круг общения для столкнувшихся с буллингом школьников является не только отличной защитой от агрессии сверстников или старшеклассников, но и снижает риск проявления такой агрессии в адрес тех учеников, которые отличаются высоким уровнем виктимизации.

5. Использование нейтральных фраз в процессе взаимодействия с буллером

Родителям необходимо понять, почему именно их ребенок стал объектом издевательств и насмешек. Хотя случившегося и не изменить, но, разобравшись в причинах, можно избежать повторений подобного рода травли в школе.

Родителям нужно научить своего ребенка использовать нейтральные фразы во время разговора с обидчиком. Пусть школьник не откликается и никак не реагирует на обидное прозвище, а спокойно объяснит агрессору, что его зовут по-другому. Или пусть скажет, что такое прозвище давали и его деду, и его отцу, поэтому ничего обидного в этом он не видит, ведь фамилию не выбирают.

Если обидчик продолжает гнуть свою линию, то ребенку нужно задать агрессору такой вопрос: «Я прекрасно понимаю, что ты сейчас делаешь. Ты пытаешься меня обидеть. Зачем тебе это нужно? Давай спокойно поговорим об этом».

6. Настройка тесного контакта между родителями и ребенком

Родителям, чей ребенок стал жертвой буллинга в школе, следует заняться формированием доверительных отношений. Свободное время необходимо посвящать общению с сыном или дочерью.

Родители обязаны стать теми людьми, которые всегда будут на стороне ребенка. И не важно, насколько отвратительно он себя ведет или насколько плохие оценки получает. Выходя за порог дома, мама и папа должны автоматически становиться адвокатами и союзниками своего ребенка. Все же проблемы следует решать за закрытой дверью и не выносить их на всеобщее рассмотрение.

Не нужно забывать о том, что те дети, которые не могут поделиться своими переживаниями с родителями, остаются наедине со своими проблемами и пытаются решить их по-своему: кто-то убегает из дома, кто-то становится хардовым агрессором и начинает мстить всем подряд, кто-то оказывается в ловушке селфхарма, а кто-то решает покончить жизнь самоубийством.

Если родители понимают, что они не могут сформировать доверительные отношения с ребенком и не в состоянии самостоятельно помочь ему справиться с трудностями, то им необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Эксперт, учитывая особенности сложившейся ситуации и индивидуальные характеристики жертвы буллинга, поможет отыскать оптимальный вариант решения этого вопроса.

Рекомендуем: Родительский висхолдинг: 6 наказаний, которые ломают детскую психику

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !