Эксперты компании «Аэроклуб», лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, провели опрос среди представителей крупнейших российских и зарубежных компаний, работающих на территории России, и узнали, как изменилась политика бизнеса в отношении деловых поездок после пандемии, что препятствует командировкам, восстановятся ли они в полном объеме и когда.
По данным опроса выяснилось, что в 44% компаний командировки по России полностью разрешены на уровне внутренних нормативных актов, в половине опрошенных компаний деловые поездки по стране допускаются выборочно, и лишь в 6% — запрещены. При этом в связи с карантинными мерами в регионах, усложняющими организацию командировок, 9% компаний полностью отменили поездки по России — даже в том случае, если это не запрещено службой безопасности. Большинство или некоторые деловые поездки по стране приостановили 25% и 28% компаний соответственно: аргументируя свою позицию, тревел-специалисты на стороне бизнеса ссылаются на требование отдельных регионов по самоизоляции сотрудников по приезду, необходимость сдавать ПЦР-тест или предоставлять справку о вакцинации при заселении в отель. Лишь 38% компаний вернулась к внутренним командировкам в полном объеме, согласно потребностям бизнеса.
Ситуация с зарубежными командировками остается по-прежнему сложной: в 19% компаний деловые поездки за рубеж запрещены в соответствии с внутренними регламентами. При этом даже в случае отсутствия запрета со стороны службы безопасности четверть компаний до настоящего момента полностью отказывается от зарубежных поездок в связи с ограничительными мерами в стране прибытия. Также сдерживающим фактором для бизнеса по-прежнему остается ограниченное количество рейсов по самым востребованным направлениям. Полностью разрешены внутренними регламентами командировки за рубеж лишь в 13% компаний, а выборочно допускаются в 68%. В 19% компаний сообщили, что из-за Covid-ограничений отменены лишь некоторые зарубежные командировки, у 56% компаний остаются приостановленными большинство поездок за рубеж.
«Несмотря на то, что границы открываются и для туристов мир становится все более доступным, 87% компаний вынуждены отказываться от командировок за рубеж, а в 6% организаций стоит запрет на деловые поездки даже по России. Подобное решение бизнеса объяснимо: среди ключевых приоритетов в организации деловых поездок представители бизнеса в 61% случаев называют безопасность сотрудников, а не такие традиционные для компаний показатели, как оптимизация расходов или контроль за соблюдением тревел-политики, — поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании „Аэроклуб“. — Мы не ждем, что индустрия делового туризма сможет полностью восстановиться в ближайшее время до объемов 2019 года, однако тенденция однозначно позитивная: 45% респондентов отметили, что в их компаниях тревел-бюджет вырос во втором квартале 2021 года относительно предыдущего периода».
По данным исследования, 84% сотрудников компаний с готовностью отправляются в командировки. При этом 88% опрошенных компаний сообщили, что в настоящее время наличие прививки не является обязательным условием для командировок, и лишь 16% полагают, что в будущем отправиться в деловую поездку можно будет только на основании паспорта о вакцинации.
Респонденты отметили, что чаще всего во время пандемии отменялись командировки с целью посещения деловых мероприятий (85%), в 63% компаний были отменены поездки для встреч с коллегами из других офисов. Встречи с потенциальными, текущими клиентами и партнерами не с целью продаж отменялись в 38% и 34% компаний соответственно. При этом в половине компаний не отметили существенного негативного влияния на бизнес в связи с запретом на командировки. В четверти компаний полагают, что негативный эффект пришелся на все сферы бизнеса. Выстраивание деловых и профессиональных связей, а также обучение и развитие сотрудников назвали наиболее пострадавшими от приостановки командировочной активности в 28% и 25% компаний соответственно.
В настоящее время среди основных причин, по которым компании отправляют своих сотрудников в командировки, респонденты назвали сервисные поездки, такие как настройка и ремонт оборудования (52%), встречи с текущими клиентами не с целью продаж (39%), продажи и обучение персонала (32%). Также треть компаний отправляет своих сотрудников в командировки для встреч с потенциальными клиентами с целью продаж, а в четверти случаев в командировки отправляются ради встречи с коллегами из других офисов. Лишь 23% командировок посвящено посещению мероприятий.
Отвечая на вопрос об ожидаемых сроках восстановления командировочной активности до показателей 2019 года, 66% респондентов выразили мнение, что объемы будут восстановлены, но точные сроки не поддаются определению. 13% компаний не планируют возвращаться к «доковидным» объемам командировок. И лишь 9% сообщили, что уже восстановили число деловых поездок до уровня 2019 года.
Основными причинами, сдерживающими рост объема командировок, представители компаний назвали ограничения на передвижение на уровне стран и регионов (41%), ограничения внутренних регламентов безопасности (38%), а 13% респондентов отметили, что переход на технологии дистанционного общения стал альтернативой командировкам.
В опросе приняли участие крупнейшие российские и зарубежные компании, ведущие бизнес на территории России, из них 65% ежегодно тратят на командировки от 50 млн до 1,5 млрд рублей. Ежегодный тревел-бюджет 35% опрошенных компаний — от 5 до 50 млн рублей.
Источник