16 эффективных методик, как научить ребенка быстро и качественно читать в домашних условиях | IiNews

Каждый заботящийся о правильном, целостном и гармоничном развитии своих детей родитель задумывается о важности и роли чтения в их жизни. Некоторые мамы и папы предпочитают переложить ответственность за этот процесс на плечи воспитателей и учителей, другие же, испытывая огромное желание как можно быстрее научить ребенка быстро и качественно читать, занимаются с малышом самостоятельно.

Хотя и существует распространенное мнение, что чем раньше родители приступят к освоению с сыном или дочерью азов чтения, тем быстрее ребенок научится читать, но детские психологи, невропатологи и прочие специалисты утверждают, что такой основанный на родительском энтузиазме подход к делу может негативно повлиять на детскую психику и в будущем привести к отрицательным последствиям. Поэтому не стоит забывать, что всему свое время.

Практически все педагоги не рекомендуют начинать обучать малыша чтению до тех пор, пока он не освоит навыки речи. У большинства детей это происходит где-то к трем-четырем годам. Обучение ребенка чтению становится допустимым и возможным тогда, когда он начинает активно интересоваться журналами, книгами и прочими печатными изданиями.

Останавливаться на достигнутом никогда не хочется, особенно в том случае, когда речь идет об обучении собственных детей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что родители, чей ребенок уже научился читать, хотят, чтобы он умел читать быстро и соответствовал существующим для детей его возраста нормативам.

Умные и заботящиеся о будущем своего ребенка родители прекрасно понимают, что уровень общей успеваемости школьника напрямую зависит от его уровня чтения. Если в шестом классе ученик читает по слогам, то вряд ли такой ребенок станет отличником, ведь он будет тратить огромное количество времени только на то, чтобы просто прочесть и понять задание.

Как же научить ребенка быстро и качественно читать? Предлагаем вашему вниманию топ-16 популярных во многих странах, эффективных и проверенных временем упражнений, которые подходят для читающих с совершенно разной скоростью детей любых возрастов.

Многие мамы и папы думают, что чем больше их ребенок прочитает за один раз страниц, тем проще ему будет научиться быстро читать. Но это так не работает, поэтому родители рискуют столкнуться с яростным сопротивлением и нежеланием учиться. Нельзя подавлять волю дочери или сына, так как такое отношение к ребенку может вызвать у него депрессию и привести к замкнутости.

Чтобы быстрое чтение осваивалось малышом эффективнее и легче, родителям нужно вызвать у него искренний интерес к этому занятию. Используйте не принуждение, а игровую форму. Учитесь вместе с ребенком всегда и везде, а не в строго определенное время: пусть малыш как можно быстрее читает то, что написано на рекламных плакатах, вывесках, табличках с названием остановок, улиц, магазинов и т.д.

Хотя описанные ниже упражнения рекомендовано выполнять каждый день, но нельзя заставлять ребенка тренироваться тогда, когда он устал, плохо себя чувствует или болеет. Так как все силы детского организма уходят на восстановление, то никаких положительных результатов в этот день вы не получите.

Многие родители, видя, что их ребенок показывает отличные результаты, забрасывают занятия и перестают уделять тренировкам должное внимание. Нельзя останавливаться на достигнутом, ведь чем больше вы будете заниматься со своим малышом, тем проще в будущем ему будет даваться учеба в школе и университете.

Упражнение №1. Читаем с пересказом одной или нескольких страниц

Начинать нужно с одного-двух абзацев. Ребенок должен не просто прочитать абзац, но и, осознав его суть, пересказать основный смысл. Если вы видите, что малыш отлично справляется с заданием, то можете смело переходить к чтению и пересказу сначала одной, а затем и нескольких страниц.

Увеличивайте объем прочитанного и пересказанного текста постепенно, а не сразу. Если вчера ребенок прочитал и пересказал четыре абзаца, то сегодня объем можно увеличить до пяти-шести абзацев. Если же вы сразу увеличите объема с четырех-пяти абзацев до двух-трех страниц, то ребенку будет очень сложно настроиться на нужный лад и показывать положительные результаты.

Не заставляйте малыша дословно пересказывать прочитанный текст и передавать все подробности от третьих лиц, иначе он быстро потеряет интерес к этому занятию и больше не захочет его выполнять. Пусть он просто расскажет, какие основные события происходили, кто в этих событиях принимал участие и чем все это закончилось.

Данное упражнение рекомендовано выполнять ежедневно. Если ваш малыш читает очень плохо, то тогда поступайте следующим образом: читайте сами одну или несколько страниц, а ребенок пусть пересказывает услышанное.

Упражнение №2. Работаем с отрывками

Суть данного упражнения заключается в следующем: к текущей скорости чтения ребенка необходимо прибавить 25-35 слов. Если ваш малыш читает 40 слов в минуту, то к этому числу необходимо прибавить еще около 30-32 слов, чтобы в итоге он работал с отрывком, состоящим из 70-72 слов. Если же ваш ребенок читает в минуту 70 слов, то ему необходимо работать с отрывком, состоящим из 100-102 слов (70 слов + 30 слов = 100 слов) и т.д.

Отрывок следует внимательно и вдумчиво прочитать два-три раза. Знакомясь с отрывком впервые, малыш будет чувствовать себя не совсем уверенно, поэтому процесс чтения будет довольно-таки медленным и займет больше одной минуты. Большинство детей за это время прочитывают чуть меньше или чуть больше половины, но практически никогда не дочитывают текст до конца.

Данное упражнение ставит перед ребенком конкретную задачу: прочитать до конца заданный отрывок ровно за 60 секунд. Читать выбранный отрывок нужно по два-три раза каждый день до тех пор, пока он не будет прочитан за одну минуту. Если ребенок прочитал текст меньше, чем за одну минуту, то задание считается выполненным. Если же чтение занимает больше одной минут – то следует продолжать работу с этим текстом.

Обязательное условие: отработка выбранного отрывка должна происходить вслух, а не про себя. Пока ребенок читает текст вслух, родитель слушает и смотрит на секундомер. Если же малыш будет читать отрывок про себя, то взрослый не сможет объективно оценить уровень быстроты чтения своего ребенка.

Упражнение №3. Читаем и рассуждаем

Данное упражнение подходит для деток с 8-10 лет. Сначала ребенок читает небольшой текст, в котором содержится определенная проблема, идея, мысль, вопрос или утверждение. Задача школьника заключается в том, чтобы сначала осмыслить прочитанное, а затем развернуто порассуждать на заданную тему.

Маме или папе нужно внимательно следить за тем, чтобы высказываемые ребенком предложения имели единую связь и были логичными. Таких предложений должно быть не менее 12-14, поэтому дайте ученику на обдумывание темы немного времени, а через 5-15 минут приступайте к выслушиванию и обсуждению.

Это упражнение является замечательной психологической подготовкой к устным экзаменам, с которыми школьник в обязательном порядке будет иметь дело не только в средней и старшей школе, но и в университете.

Упражнение №4. Волнообразное чтение

Данное упражнение идеально подходит для повышения быстроты чтения тем детям, которые в минуту читают не меньше 55-65 слов.

Сначала ребенок вслух читает выбранный отрывок в обычном положении. Затем родитель поворачивает книгу или журнал на девяносто градусов, а задача малыша заключается в том, чтобы как можно быстрее прочитать расположенный необычным образом текст вслух. Затем книгу или журнал следует расположить вверх ногами, а затем повернуть на сто восемьдесят градусов по отношению к ребенку.

Начинать выполнение этого упражнения необходимо с одного-двух абзацев. Постепенно объем можно увеличивать до пяти-шести абзацев или целой страницы. Некоторые специалисты утверждают, что узнать реальную скорость чтения ребенка можно лишь тогда, когда он читает текст вверх ногами.

Упражнение №5. Читаем таблицы звуков, слогов и слов

Данное упражнение эффективно помогает тем детям, которые читают 35-65 слов в минуту, увеличить скорость чтения и выйти с послогового на пословное чтение. Благодаря этому упражнению ребенок научится более быстро и качественно распознавать буквы и слоги.

Чтобы добиться положительных результатов и научить ребенка быстро читать, при работе с таблицами следует соблюдать определенные правила. Читать таблицы можно только столбиками и на определенное время (на одну таблицу у ребенка должно уходить порядка 30-40 секунд). Полученные результаты нужно в обязательном порядке записывать, иначе родители не смогут отслеживать динамику и делать соответствующие выводы.

Начинайте с одной таблицы, но постепенно увеличивайте объем до трех-четырех таблиц. Следите за тем, чтобы малыш на одном дыхании произносил не меньше половины столбика, так как в будущем это поможет ему отработать правильную интонацию.

Где взять таблицы? Вы можете сами их нарисовать, попросить у воспитателя или учителя, отыскать в интернете или в специализированной литературе.

Упражнение №6. Вычеркиваем «лишние» буквы

Данное упражнение поможет научить быстрому чтению тех детей, которые плохо различают буквы. Возьмите несколько листов бумаги и крупным шрифтом напечатайте на них любые доступные малышу отрывки текстов. Отдайте эти листы ребенку и попросите его вычеркнуть встречающуюся в текстах букву «Г». Буква может быть любой. Если вы знаете, что какую-то конкретную букву ваш малыш различает хуже остальных, то именно эта буква и должна фигурировать в задании.

На выполнение задания ребенку дается не больше 3-4 минут. Основная задача данного упражнения заключается не в том, чтобы он вычеркнул как можно больше «лишних» букв, а в том, чтобы он не пропустил ни одной «лишней» буквы в уже прочитанном им тексте.

Первоначальное задание можно постепенно усложнять: вычеркивать букву «В», а букву «Д» обводить кружочком; вычеркивать букву «Т» красным карандашом, а букву «С» — зеленым карандашом, вычеркивать буквы «П», «Р» и «О» оранжевым карандашом, а буквы «М» и «Я» обводить кружочком, искать редкие буквы «Ф», «Щ», «Ь», «Ж», «Ы» и т.д.

Если у вас нет времени на заготовку листов с текстами, то можно взять уже прочитанный детский журнал. Книгу брать не рекомендовано, так как ребенок должен понимать, что на книге рисовать нельзя. Малыш должен держать данное ему задание в голове, поэтому ничего записывать не нужно.

Буквы следует постоянно менять. Если вчера ребенок вычеркивал букву «Д», то сегодня его внимание нужно обратить на букву «К» или «Л». Данное упражнение нужно выполнять ежедневно.

Упражнение №7. Разбираемся в тарабарском языке

Данное упражнение подойдет тем детям, которые медленно читают из-за плохого понимания смысла прочитанного. Заготовьте несколько групп карточек с псевдословами. Для каждого псевдослова нужно заготовить порядка 5-8 карточек, на двух из которых должны быть написаны одинаковые псевдослова.

Если вы выбрали псевдослово «КАРТАРКА», то одинаково напишите его на двух карточках, а на остальных напишите похожие псевдослова, которые незначительно (порядком букв, одной-двумя буквами и т.д.) отличаются от двух идентичных: «КАВТАНКА», «КАТРАРКА», «КАРДАЬКА», «КАРАРКТА», «КАКТАКРА», «КАРТАКРА».

Расскажите ребенку о том, что когда-то восточный мудрец изучал тарабарский язык, а понравившиеся ему слова записывал на карточках. Вот только карточки перепутались. Задача ребенка заключается в том, чтобы сложить карточки с одинаковыми псевдословами на тарабарском языке в одну стопку.

Это упражнение не только повысит уровень быстроты чтения ребенка, но и поможет ему развить орфографическую зоркость.

Упражнение №8. Читаем с паузами

Благодаря данному упражнению ребенок не только научится быстро читать, но и прокачает навык быстрого поиска по тексту. Попросите малыша читать вслух в собственном ритме. Как только родитель скажет «Стоп», ребенок сразу же прекращает читать, отрывается от книги или журнала, поднимает голову и на несколько секунд закрывает глаза.

Следите за тем, чтобы руки сына или дочери находились на коленях, иначе может возникнуть желание отметить в тексте пальцем место остановки. Как только родитель скажет «Старт», ребенок сразу же возвращается к книге, глазами ищет то место, на котором он остановился, и продолжает читать вслух.

Упражнение следует выполнять ежедневно в течение 10-20 минут. Желательно делать это утром, так как именно в это время суток малышу легче всего сконцентрировать свое внимание на тексте.

Упражнение №9. Читаем с подстройкой

Данное упражнение поможет повысить общую скорость чтения. Возьмите любимую книжку ребенка и, водя пальцем, карандашом или указкой по строкам, начните читать про себя. Ребенок же пусть читает вслух. Он должен, подстраиваясь под темп родителя, успевать за пальцем или указкой.

Чтобы упражнение было эффективным и помогло достичь необходимых результатов, следует запомнить и неукоснительно выполнять одно правило: взрослому нельзя замедлять свой темп чтения, чтобы подстроиться под темп малыша. Это ребенок должен стараться ускорять свой темп, чтобы успеть за мамой или папой. Только так вы научите своего ребенка читать намного вдумчивее, быстрее и правильнее.

Упражнение №10. Ищем слова в тексте

Выполняя данное упражнение, ребенок сможет прокачать уже имеющийся, но пока еще находящийся на минимальном уровне навык быстрого чтения.

Суть этого упражнения заключается в том, чтобы малыш как можно быстрее отыскал в тексте определенное слово. Маленьким деткам для выполнения этого упражнения следует давать небольшие сказки, текст которых занимает не больше одной странички. Деткам же постарше можно предложить более объемные тексты.

Упражнение №11. Читаем «послание в бутылке»

Данное упражнение подойдет ученикам младшей школы и не только улучшит скорость их чтения, но и повысит уровень орфографической зоркости, расширит словарный запас, поможет развить творческие способности, сообразительность и внимание.

Заранее подготовьте все необходимое для выполнения упражнения: напечатайте или напишите от руки небольшое письмо от имени моряков, африканских детей или австралийского аборигена, но некоторые буквы «сотрите» при помощи ластика или корректора. «Стирая» буквы, учитывайте уровень вашего ребенка. Чем лучше и чем быстрее ваш малыш умеет читать, тем больше букв можно «стереть».

Самый оптимальный вариант – одна «стертая» буква на два-три слова. «Стертая» буква должна находиться в середине или в конце слова. Пропускать буквы в соседних словах нельзя. Если желаете повысить сложность упражнения, то «стирайте» первую букву или несколько букв подряд.

Готовое письмо поместите в стеклянную или пластиковую бутылку и расскажите ребенку о том, что в ваших руках самым удивительным образом (передал зайчик, принес Нептун, отдал знакомый моряк и т.д.) оказалось морское послание в бутылке. Достаньте письмо из бутылки и, сделав удивленное лицо, расскажите сыну или дочери о том, что некоторые буквы «съела» морская вода.

Задача ребенка заключается в том, чтобы как можно быстрее дописать отсутствующие буквы в письме.

Упражнение №12. Сначала читаем по вершкам, а потом по корешкам

Данное упражнение нравится многим детям младшего школьного возраста. Если ваш малыш будет ежедневно выполнять это упражнение, то в будущем у него не возникнет никаких проблем с чтением.

Возьмите закладку или линейку и прикройте ею нижнюю половину букв. Так как нижняя половина строчки будет скрыта от глаз ребенка, то ему придется читать по вершкам. Если поначалу дочери или сыну будет тяжело сориентироваться, то линейку или закладку можно немножко сдвинуть в сторону, чтобы подсмотреть, что же там за ней скрывается.

Затем нужно закрыть верхнюю половину букв и скрыть от ребенка половину верхней части строки. Читать слова по корешкам намного сложнее, чем по вершкам. Но постепенно малыш привыкнет и начнет читать быстро и без ошибок.

Упражнение №13. Прикрываем уже прочитанные слова

Данное упражнение поможет развить и улучшить уже имеющийся у ребенка навык быстрого чтения. Так как при чтении возвратные движения глаз сильно снижают уровень скорости чтения, то родителям следует сделать все возможное, чтобы отучить малыша от этой вредной привычки.

Сделать это можно при помощи закладки. Попросите ребенка читать вслух и каждое уже прочитанное им слово закрывать закладкой. Как только малыш прочитает слово, он сразу же должен закрыть его закладкой.

Если ребенок будет каждый день выполнять это упражнение, то постепенно он избавится от привычки постоянно возвращаться к уже прочитанному тексту глазами.

Упражнение №14. Играем в «Правда или ложь»

Для выполнения этого упражнения необходимо заранее заготовить карточки, на которых нужно написать правдивые и неправдивые фразы: «Шоколад – это такой зеленый и кислый фрукт», «Зимой дети лепят снеговиков и катаются на санках», «Летом идет снег», «У собачки четыре лапки», «У машины семь колес», «В детском садике можно встретить реального робота, прилетевшего с другой планеты», «У мамы синие волосы» и т.д.

Расскажите ребенку, что вы хотите сыграть с ним в интересную игру и предложите ему выбрать одну из карточек. Пусть малыш прочитает то, что там написано, а потом скажет, соответствует ли прочитанное им утверждение реальному положению вещей.

Упражнение №15. Ищем «странные» буквы

Для выполнения этого упражнения взрослому необходимо заранее заготовить карточки, на которых нужно написать или напечатать короткие стихотворения, пословицы, загадки, шутки-прибаутки и т.д. Пишите текст крупными буквами, чтобы ребенку было легко и удобно его читать. Несколько букв на каждой карточке напишите по-другому: переверните вверх ногами, выделите другим цветом или шрифтом, замените рисунком или картинкой и т.д.

Расскажите ребенку, что вы совершенно неожиданно встретились с волшебником, который передал вам магические карточки и попросил прочитать, так как сам он не может справиться с этим заданием. Спросите у малыша, сможет ли он помочь доброму волшебнику, а затем приступайте к выполнению задания. Пусть ребенок ищет «странные» буквы в текстах и рассказывает вам, какая нормальная буква должна быть на месте «странной» буквы.

Постепенно задание можно усложнять: видоизменять несколько букв подряд, писать более объемные и сложные тексты и т.д.

Упражнение №16. Читаем задом наперед

Данное упражнение вызовет восторг у тех деток, которые только учатся читать. Так как ребенок на данном этапе пока еще не улавливает и не запоминает смысл прочитанных слов, то тренировка будет даваться ему легко и просто.

Дайте ребенку небольшой по объему текст и предложите читать слова справа налево, а не слева направо. Хотя читать задом наперед намного труднее, чем в обычном порядке, но у детей это упражнение вызывает массу положительных эмоций. Выполняя данное задание, ребенок не только весело, но и с пользой проведет время вместе с родителями!

Прочитали ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Читайте также:


Загрузка...

Похожие статьи


AйЯй Hoвocти 2018 Обратная связь:support@iinews.ru | Копирование материала разрешено только с обратной активной ссылкой на АйЯй Новости !