Собибор (нем. SS-Sonderkommando Sobibor) — лагерь смерти, организованный нацистами в Польше. Действовал с 15 мая 1942 года по 15 октября 1943 года. Здесь было убито около 250 тысяч евреев. Вместе с тем именно в Собиборе 14 октября 1943 года произошло одно из немногих восстаний в нацистских лагерях смерти (второе известное восстание состоялось в лагере смерти Треблинка-2 в августе 1943), возглавленное советским офицером Александром Печерским.
История лагеря
Содержание:
История лагеря
Уничтожение заключённых
Побег из лагеря Собибор
Свидетельство Печерского
Лагерь Собибор располагался на юго-востоке Польши близ деревни Собибур (ныне в Люблинском воеводстве). Он был создан в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение еврейского населения, проживавшего на территории так называемого «генерал-губернаторства» (территории Польши, оккупированной Германией). Впоследствии в лагерь привозили евреев из других оккупированных стран: Нидерландов, Франции, Чехословакии и СССР.
Комендантом лагеря с апреля 1942 был оберштурмфюрер СС Франц Штангль, его штаб состоял из около 30 унтер-офицеров СС, многие из которых имели опыт участия в программе по эвтаназии. Рядовых охранников для несения службы по периметру лагеря набрали из коллаборационистов — бывших военнопленных из Красной Армии, в основной своей массе (90—120 чел.) украинцев — так называемых «травников», в связи с тем, что большинство из них прошли обучение в лагере «Травники» и гражданских добровольцев.
Лагерь был расположен в лесу рядом с полустанком Собибор. Железная дорога заходила в тупик, что должно было способствовать сохранению тайны. Лагерь окружали четыре ряда колючей проволоки высотой в три метра. Пространство между третьим и четвёртым рядами было заминировано. Между вторым и третьим — ходили патрули. Днём и ночью на вышках, откуда просматривалась вся система заграждений, дежурили часовые.
Лагерь делился на три основные части — «подлагеря», у каждого было своё строго определённое назначение. В первом находился рабочий лагерь (мастерские и жилые бараки). Во втором — парикмахерский барак и склады, где хранили и сортировали вещи убитых. В третьем находились газовые камеры, где умерщвляли людей. Для этой цели в пристройке у газовой камеры было установлено несколько старых танковых моторов, при работе которых выделялся угарный газ, подаваемый по трубам в газовую камеру.
Большинство заключённых, привозимых в лагерь, умерщвляли в тот же день в газовых камерах. Лишь незначительную часть оставляли в живых и использовали на различных работах в лагере.
В течение полутора лет действия лагеря (с апреля 1942 по октябрь 1943 года) в нём было убито около 250 000 евреев.
Уничтожение заключённых
В очерке «Восстание в Собибуре» (журнал «Знамя», N 4, 1945) Вениамина Каверина и Павла Антокольского приводятся показания бывшего заключённого Дова Файнберга от 10 августа 1944 года. По словам Файнберга, заключённые уничтожались в кирпичном здании, называемом «баней» и вмещавшем около 800 человек:
Когда партия в восемьсот человек входила в «баню», дверь плотно закрывалась. В пристройке работала машина, вырабатывающая удушающий газ. Выработанный газ поступал в баллоны, из них по шлангам — в помещение. Обычно через пятнадцать минут все находившиеся в камере были задушены. Окон в здании не было. Только сверху было стеклянное окошечко, и немец, которого в лагере называли «банщиком», следил через него, закончен ли процесс умерщвления. По его сигналу прекращалась подача газа, пол механически раздвигался, и трупы падали вниз. В подвале находились вагонетки, и группа обречённых складывала на них трупы казнённых. Вагонетки вывозились из подвала в лес. Там был вырыт огромный ров, в который сбрасывались трупы. Люди, занимавшиеся складыванием и перевозкой трупов, периодически расстреливались.
Побег из лагеря Собибор
За время существования лагеря было сделано несколько попыток побега, но почти все они заканчивались неудачей. До тех пор, пока осенью 1943 года в Собибор не перевели группу советских военнопленных-евреев, среди которых был и Александр Печерский.
План Печерского
Лейтенант Печерский иллюзий не питал — было очевидно, что тех, кого не убили сразу, убьют чуть позже. Но предоставленную отсрочку он решил использовать для того, чтобы попытаться дать фашистам последний бой.
К тому времени в Собиборе существовала подпольная группа, которую возглавлял Леон Фельдхендлер.
Однако сугубо гражданским лицам, входившим в неё, не хватало опыта и решительности. Поэтому они доверили руководство Александру Печерскому.
Лейтенант Печерский предложил отказаться от мысли об одиночных побегах, а поднять восстание. Печерский настаивал — бежать должны все, поскольку оставшихся гитлеровцы убьют в любом случае.
Офицер не скрывал — многие погибнут, но часть получит шанс вырваться на свободу.
Большинство узников поддержало план лейтенанта Печерского.
Замысел его был таков — восставшие поодиночке должны убить руководство лагеря и часть охранников, захватить оружие и выбраться на свободу.
Но как это осуществить? Помочь заключённым должна была тяга эсэсовцев к личным благам. Охранники не брезговали услугами узников, которые шили для них одежду, а также выполняли другие работы не для «нужд великой Германии», а для персональных нужд конкретных офицеров СС.
В назначенный день, 14 октября 1943 года, гитлеровцев по одному стали заманивать в мастерские под благовидными предлогами вроде примерки мундира. Здесь их душили или убивали ударами топорика.
В основном эта задача была доверена Печерским своим товарищам из числа военнопленных — они имели навыки рукопашных схваток, поэтому им было проще справиться с охранниками.
Спасение за Бугом
В Собиборе Печерский пробыл всего три недели, но его воля и решимость позволили превратить узников в отряд, способный действовать слаженно и чётко.
14 октября восставшим удалось практически без шума расправиться с 11 эсэсовцами и с целым рядом украинских полицейских. Однако затем уцелевшие охранники подняли тревогу. После этого узники Собибора пошли на прорыв.
С вышки заработал пулемёт. Военнопленные, захватившие оружие, вступили в бой с охранниками. Люди бросались на колючую проволоку, разрывая её своими телами. Восставшие гибли под пулями, подрывались на окружавших лагерь минных полях, но их уже ничто не могло остановить. Выломав ворота, они сумели вырваться на свободу.
Из 550 заключённых, находившихся в лагере, не приняли участие в восстании 130 человек. Кто-то был болен или просто физически измождён настолько, что не в состоянии оказался примкнуть к сражающимся. Кто-то надеялся, что выжить поможет абсолютная покорность.
Она не помогла — всех оставшихся в лагере заключённых взбешённые гитлеровцы расстреляли на следующий день. Ещё около 80 человек погибли в Собиборе во время прорыва. На свободе оказалось более 300 узников.
В течение двух последующих недель на беглецов шла настоящая охота. Гитлеровцам удалось обнаружить и уничтожить около 170 человек.
Судьбу многих предопределил выбор, которые они сделали после бегства — идти за лейтенантом Печерским, который призывал уходить из Польши за Буг, в Белоруссию, или прятаться в Польше.
Большинство тех, кто ушёл с лейтенантом Печерским (а это в основном были советские военнопленные), спаслись. Большинство тех, кто остался в Польше, — погибли. Причём многие погибли не от рук гитлеровцев, а от рук поляков — почти 90 узников Собибора, избежавших нацистских облав, стали жертвами коллаборационистов, а также простых местных жителей-антисемитов.
Свидетельство Печерского
Восстание евреев в лагере смерти (Собибор называли именно так) стало единственным случаем успешного побега из подобного нацистского учреждения. 14 октября там было 550 заключенных. 80 человек погибло при попытке бегства, еще около 170 немцы поймали и убили во время поисков. Некоторая часть узников не стала принимать участия в побеге. Все эти люди остались в лагере. Они были убиты немцами практически сразу после того, как в Собиборе был восстановлен порядок.
Спастись удалось 53 смельчакам. Некоторые из них, как и сам Александр Печерский, приняли участие в формировании партизанских отрядов в тылу у немцев. Лидер восставших сначала побывал в Москве, куда его отправили вопреки устоявшемуся правилу отсылать сдавшихся в плен красноармейцев в штрафбаты. В столице СССР Печерский дал показания государственной комиссии. В нее тогда входили писатели: Вениамин Каверин (также еврей) и Павел Антокольский. Они записали невероятный рассказ Печерского. Его история была тем удивительней, что до него еще никому не удавалось бежать из концлагеря и выжить.
Каверин и Антокольский вскоре подготовили художественный очерк о восстании в Собиборе. Он вошел в Черную книгу – сборник, изданный силами Еврейского антифашистского комитета. После войны эта организация стала объектом репрессий советского государства. Поэтому и очерк двух писателей читатели СССР так и не увидели до тех пор, пока не была отменена цензура.
Источник