Благодаря развитию компьютерных технологий, современным режиссерам довольно просто создать психоделические фильмы. Однако и в более раннем кинематографе можно найти немало шедевров, порождающих непередаваемый эффект вполне скромными методами. В нашем топе вас ждут 10 произведений, созданных в разные периоды, но одинаково поразительные.
1. «Заводной апельсин»
(A Clockwork Orange)
В основу артхаусного фильма легла одноименная книга Энтони Берджесса, достойная высших похвал с точки зрения образности и сложности литературного стиля. Автор использовал два языка: английский (для передачи обычной речи) и русский (для сленга молодежи). Атмосфера фильма во многом отличается от романа и не особо отражает попытки автора разобраться в мотивации преступников. В ленте психоделика создается с помощью музыкальных сопровождений, необычных нарядов и специфических кадров то с ускорением, то с замедлением.
В центре сюжета история молодого парня оп имени Алекс. Он умен, смел, любит классическую музыку, но не спешите им восторгаться. Это беспринципный негодяй, готовый пойти на любую мерзость забавы ради. Вся его жизнь вертится вокруг секса, наркотиков и насилия, а точнее – ультранасилия. Пойманный после очередного жестокого налета, Алекс попадает в экспериментальную программу по коррекции характера. Над ним проводится ряд бесчеловечных опытов, призванных вызвать в парне отвращение к насилию. Личность Алекса ломают и на каком-то этапе даже просыпается жалость к этому отныне беззащитному человеку. Но Алекс еще удивит всех, ведь побороть внутренних монстров не так уж и просто.
2. «Твин Пикс. Сквозь огонь»
(Twin Peaks: Fire Walk With Me)
Изучая различные списки психоделических фильмов, я с удивлением заметила, что ни в одном из них не упоминается культовая драма о Лоре Палмер. Если вы видели эту историю, то согласитесь с тем, что психодела в ней – просто отбавляй! Лента является приквелом к популярному многосерийному триллеру «Твин Пикс» (который по праву входит в число лучших мистических сериалов, упомянутых в этом обзоре) и демонстрирует нам жизнь Лоры, поясняя обстоятельства ее гибели. Поклонники сериала с радостью увидят практически тот же актерский состав. Некоторые сцены смахивают на бред сумасшедшего, особенно из-за красной комнаты с карликом и призраком Лоры.
Старшеклассница Лора кажется идеальной дочерью. Она учится на отлично, принимает активное участие в жизни города и даже работает. Вот только по ночам она употребляет наркотики и ублажает посетителей борделя, в том числе и отцов своих школьных подружек. За столь двойственной натурой скрывается маленькая невинная девочка, не способная совладать с чудовищной психической травмой.
3. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»
(Fear and Loathing in Las Vegas)
А вот без этого фильма не обходится ни один список сюрреалистичных лент, все из-за так называемого «психоделического трипа», который переживают главные герои. Это особое состояние измененного восприятия окружающей среды, при котором трезвое осознание реальности частично сохраняется. Человек даже может отдавать себе отчет в том, что видит и слышит то, чего на самом деле нет. Своей популярностью фильм во многом обязан звездному актерскому составу и крамольным шуткам.
Дюк и Гонзо отправляются в Лас-Вегас, чтобы разузнать о гонке «Минт 400». Переборщив с запрещенными препаратами, оба начинают видеть галлюцинации, ввергающие мужчин в неадекватное состояние. Снова и снова они куда-то едут, совершая путешествие не столько по стране, сколько по глубинам своей воспаленной наркотиками фантазии.
4. «Жидкое небо»
(Liquid Sky)
Тяжелый для неокрепшей психики сюжет просто гипнотизирует зрителя. На первый взгляд кажется, что это фильм о жизни модели и не более, но подождите пару минут и ваше мнение изменится. Однако здесь немало аллюзий и метафор, герои какие-то отталкивающие: они надменны, эгоистичны и помешаны на богатстве и мишуре гламура. Гротескные костюмы и эксцентричный макияж привносят уникальность. У произведения поэтичный заголовок, однако "жидкое небо" – не просто красивая фразочка. Это одно из названий героина – отсюда и атмосфера одурманивающего наркотического транса.
Главные герои ленты – представители мира моды, андрогены Маргарет и Джимми (обе роли исполнила Энн Карлайл). Они борются за свое место под солнцем и пытаются шокировать публику эпатажным поведением. Сюжет больше внимания уделяет трагической судьбе Маргарет, приехавший в мегаполис в поисках лучшей доли. Девушка с юных лет сталкивается с жестокостью мужчин и в итоге отдает предпочтение женщинам. Однако и те видят в ней лишь игрушку для удовлетворения своих потребностей. Разочарованная, Маргарет медленно сходит с ума.
5. «Донни Дарко»
(Donnie Darko)
В первые годы после премьеры фильм не пользовался особой популярностью, но постепенно интерес к нему у публики возрос. Быть может, это один из тех случаев, когда произведение опередило готовность зрителя его понять и осмыслить.
Донни Дарко – проблемный подросток, с трудом находящий общий язык не только со своими учителями и одноклассниками, но даже с родственниками. У парня есть странный воображаемый друг по имени Фрэнк. Всюду он появляется в костюме гигантского кролика, но видеть его может только Дарко. Однажды Донни открывается в себе способность менять будущее, да только это умение может оказаться не божественным даром, а проклятием.
6. «Лабиринт фавна»
(El laberinto del fauno)
Психологическая драма о девочке, переживающей нелегкий период взросления на фоне кровавых зверств военного времени. Сразу оговорюсь – фильм не для детей. Вообще ни разу и пусть вас не вводят в заблуждение сказочные персонажи на постерах. Далеко не все существа там миловидны, как вы можете заметить по приведенному кадру.
Маленькая Офелия переезжает с матерью в имение своего грубоватого отчима, поглощенного борьбой с партизанами. Полностью предоставленная себе, она изучает окрестности и находит руины лабиринта, где скрывается странное существо с рогами – фавн. Он дает девочке разнообразные задания, пройдя которые она сможет воссоединиться со своей настоящей семьей. На самом деле Офелия – это давно потерянная принцесса Муанна, а на роду ей написано править зачарованной страной. Малышке предстоит столкнуться с настоящим монстром, способным ее убить.
7. «На игле»
(Trainspotting)
Экранизация всемирного бестселлера о зависимости, созданного Ирвином Уэлшем. Сюжет описывает сложную жизнь потерянной молодежи. Почему-то, в жанрах фильма так же указывают комедию, хотя мне он смешным не показался. Правда, сцена в туалете являет собой пример классического «сортирного юмора». Это довольно тяжелая драма, позволяющая здоровым людям заглянуть за завесу тайны, явив видения одурманенных страдальцев. После ее просмотра отношение к зависимым меняется: жалости к таким особям все равно не появится, но начнешь понимать, что им тоже нелегко. Вся лента сопровождается пугающими галлюцинациями. Хотя она и предназначена для взрослых, ее стоит показать подросткам в воспитательных целях. Полные сюрреалистических ужасов сцены отобьют желание баловаться с наркотиками.
Группа молодых людей практически все время проводит вместе, но объединяет их не хобби, не работа, а наркотик. Все они, включая Марка Рентона (от имени которого описываются события) – типичные лузеры, не способные добиться успеха. Они ленивы, пассивны и находятся на самом дне социума. Однажды судьба дарит Марку шанс вырваться из порочного круга, но для начала ему придется завязать с дурью и на этот раз не сорваться.
8. «Клетка»
(The Cell)
Да простят меня поклонники Дженнифер Лопес, но ее актерские данные вызывали у меня полную сарказма усмешку. Впрочем, данная драма в корне изменила мое отношение к Лопес как к актрисе. «Клетка» — увлекательный триллер, кишащий безумными видениями.
Карл то и дело похищает девушек, подвергая их мучительной смерти. Он запирает своих жертв в специальной комнате, заполняя помещение водой, в результате чего несчастные захлебываются и погибают. Полиция зашла в тупик и за дело берется доктор Кэтрин, практикующая новый в психиатрии метод погружения в мир фантазий другого человека. Она отправляется в опасное путешествие по сознанию и подсознанию Карла, чтобы лучше изучить его личность и понять, где именно он прячет девушек. Исследуя воспоминания маньяка о своем детстве, Кэтрин понимает, что его психика была изуродована по вине отца-алкоголика, издевавшегося над ребенком. Знакомство с мальчиком и его страхами похоже на бесконечный ночной кошмар.
9. «Воображариум доктора Парнаса»
(The Imaginarium of Doctor Parnassus)
Для данной киноленты характерно использование элементов магического реализма. То есть, волшебство тамошнего мира является частью его реальности, а не вымыслом. Фильм во многом привлек интерес зрителей из-за трагичного события, произошедшего во время съемок. Хит Леджер (исполнявший ключевую роль) погиб в результате отравления медикаментозными препаратами. В итоге его персонажа исполнили другие актеры: Джуд Лоу, Колин Фаррелл и Джонни Депп.
Доктор Парнас предлагает посетителям своего аттракциона пройти сквозь магическое зеркало, являющее собой портал в иное измерение. Там у каждого свой мир, где все грезы и все потаенные желания сбываются. Вместе с Парнасом по стране путешествует его очаровательная дочь Валентина, которую отец пытается спасти от мрачного сумеречного стража. Тем временем на их жизненном пути появляется таинственный Тони Шепард, преследующий личные коварные цели, но для их осуществления ему нужен зеркальный портал.
10. «Алиса в стране чудес»
(Alice in Wonderland)
Одна из самых знаменитых работ Тима Бертона снята по мотивам культового произведения. Откровенно говоря, от атмосферы оригинальной книги мало что осталось. Алиса намного старше своего книжного прототипа, а герои страшнее. Даже морда Чеширского Кота смотрится пугающе. Тем не менее, есть в этой экранизации притягательная фантасмагория.
Алисе исполнилось 19 лет, она страшится вступления во взрослую жизнь и ненавидит своего жениха, Хэмиша. Во время принудительной помолвки девушка видит своего старого знакомого – Белого Кролика. Последовав за ним в нору, она попадает в волшебный мир, так часто снившейся ей по ночам. Объединившись с чудными обитателями зачарованной страны, Алиса вступает в бой с деспотичной Красной Королевой.
Психоделические киноленты – уникальные произведения, позволяющие своим создателям воплотить на экране самые диковинные идеи, как бы далеки они ни были от реальности. Эти фильмы то очаровывают, то ужасают, но всегда чему-то учат.
Автор: Мира Кирова